И. П. Юткина. Государственная поддержка сельского хозяйства региона в контексте реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
И. П. ЮТКИНА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
ЮТКИНА Ирина Петровна, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Мордовского государственного университета.
Особое место среди приоритетных национальных проектов занимает «Развитие АПК». Это определяющее звено в развитии экономики и социальной сферы Мордовии и включает в себя три направления.
«Ускоренное развитие животноводства» предусматривает расширение доступности дешевых долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). Основным механизмом стимулирования привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Целью этого направления определены показатели по росту объемов производства мяса на 7 %, молока — на 4,5 % при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 г.; поставка по лизингу 100 тыс. голов племенного скота; поставка оборудования для создания 130 тыс. скотомест. Реализация этого направления позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов и ввести в эксплуатацию новые мощности. На эти цели из федерального бюджета в 2007 г. выделено 3,18 млрд руб. За два года был достигнут положительный результат.
Среди ведущих животноводческих хозяйств республики следует отметить агрохолдинг «Мордовский бекон», а также птицефабрики «Октябрьская» и «Атемарская». Только в 2007 г. агрохолдинг «Талина», в котором сосредоточено 50 % всего свинопоголовья и 70 % производства свинины в республике, ввел два современных свинокомплекса. Птицефабрика «Октябрьская» — «флагман» сельхозпроизводства республики. В 2007 г. она произвела 25,6 тыс. т мяса птицы и в течение 3—4 ближайщих лет намерена довести производство до 50 тыс. т.1 Именно для этого птицефабрика взяла 498 млн руб. кредитных ресурсов и вкладывает их в строящиеся объекты. На птицефабрики «Атемарская» ежедневно производится более 1 млн шт. яиц, реконструкция к 2009 г. доведет этот показатель до 1,8 млн шт. Кроме того, готов проект по производству 30 тыс. т куриного мяса в год. На эти цели в «Россельхозбанке» был взят кредит в размере 2 млрд руб. Благодаря реализации этого проекта республика будет производить 100 тыс. т мяса скота и птицы.
Идет строительство свинокомплексов: на 1 260 свиноматок — в ООО «Моргинское» Дубенского, 900 свиноматок — в ЗАО «Агро-Козловка» Атяшевского, 600 свиноматок — в агрофирме «Норов» Кочкуровского района. Реконструируются и строятся свинофермы в Рузаевском, Большеигнатовском, Старошайговском, Атяшевском районах.
За два года действия национального проекта «Развитие АПК» в республике ведется реализация 92 мероприятий по строительству и реконструкции крупных комплексов по производству молока и мяса, для чего привлечено более 4,4 млрд руб. кредитных ресурсов. Из этих объектов 18 уже введены в строй и дают продукцию. В конце 2005 г. также в рамках национального приоритетного проекта в Мордовию были привлечены пятилетние инвестиционные кредиты. Таким образом, общая сумма привлеченных для развития животноводства республики инвестиционных кредитов составляет 6,2 млрд руб.
Главными инструментами реализации стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе определены увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Это позволило наряду с увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции повысить рентабельность и товарность хозяйств, доходы занятых в них граждан. Основным механизмом является субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, полученным в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных кооперативах, в размере 95 % ставки рефинансирования Центрального Банка. Национальный проект сблизил банки с сельхозпроизводителями действующими программами кредитования и условиями кредитования. Цель этого направления — увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6 %; модернизация и развитие инфраструктурной сети 2 550 заготовительных и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На эти цели из федерального бюджета в 2007 г. выделены 3,67 млрд руб.
В 2007 г. во всех муниципальных районах Мордовии были открыты представительства Россельхозбанка. Это дает возможность напрямую работать с заемщиками, помогать им оформлять документы, обучать, консультировать, как упростить эти процедуры. На долю ОАО МРФ «Россельхозбанк» в 2007 г. пришлись 76,9 % выданных в Мордовии кредитов по ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. На долю Сбербанка пришлись 18,4 % от общей суммы кредитов для малых форм хозяйствования, Актив Банка — 1,7 %. В 2007 г. начали работу по кредитованию сельскохозяйственные кредитные кооперативы. На их долю пришлись 3 % всех выданных кредитов2.
Мордовия — лидер в кредитовании малых форм хозяйствования на селе. За два года личные подсобные, крес-тьянско-фермерские хозяйства, потребительские кооперативы привлекли более 2,5 млрд руб. кредитных ресурсов. Особенно преуспели личные подсобные хозяйства, участие которых в проекте стало массовым. Подворья республики взяли за два года более 1,5 млрд руб. кредитных ресурсов. Главным показателем, характеризующим эффективность национального проекта в личных подворьях, является рост реализации продукции. В денежном выражении объем продажи животноводческой продукции от населения за два года реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК» возрос в республике на 7,2 %3.
Особое внимание в национальном проекте уделяется третьему направлению — строительству жилья для молодых специалистов. Целью его являются ввод 1 392,9 тыс. км2 жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе4. Главная задача по обеспечению жильем молодых специалистов видится в том, чтобы создать такие условия, которые обеспечивали бы для них, исходя из существующих финансовых возможностей, максимальную доступность улучшения жилищных условий. В основу такого механизма для строительства или покупки жилья молодым специалистам предложено использовать безвозмездные субсидии в размере 70 % расчетной стоимости жилья за счет средств федерального и регионального бюджетов. Из них 30 % приходятся на федеральный бюджет и 40 % — на бюджеты субъекта РФ. Такие пропорции участия бюджетов разных уровней апробированы в течение трех лет реализации мероприятий по улучшению жилищных условий проживающих в сельской местности граждан, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
При разработке схемы финансовой поддержки строительства и приобретения жилья для молодых семей и молодых специалистов важно было определить третьего участника в софинансировании мероприятия, который должен внести недостающие 30 % стоимости жилья. Исходя из того, что прямую экономическую выгоду от использования профессионального труда и навыков привлекаемого молодого специалиста имеет хозяйствующий субъект, было принято решение в качестве источника софинансирования затрат по строительству жилья привлечь средства работодателя. Таким образом, в процесс реализации третьего направления включается бизнес, что повышает его мотивацию к эффективному использованию привлекаемых качественных трудовых ресурсов.
В 2006—2007 гг. в программе улучшения жилищных условий приняли участие 536 молодых специалистов (или их семей) на селе. За два года реализации проекта освоены 321,1 млн руб. (в том числе 123,5 млн руб. федерального бюджета и 197,6 млн руб. бюджета Республики Мордовия). Ввод жилья для молодых специалистов составил 39,24 тыс. кв. м при принятых обязательствах 38,7 тыс. кв. м5.
В республике уделяется большое внимание поддержке молодых специалистов на селе. Однако этого явно далеко не достаточно. Модернизация АПК возможна только при помощи специалистов, выпускников аграрных вузов. Для привлечения молодых специалистов, их трудовой адаптации и стабилизации коллективов на селе и в целях повышения эффективности реализации направления «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе» национального проекта «Развитие АПК» необходим ряд социально-экономических, управленческих и организационно-технических мер: повышение уровня реальных доходов работников предприятий; расширение пакета социальных льгот; развитие социальной инфраструктуры села; коренное улучшение условий и охраны труда, особенно в производственных подразделениях предприятий. Возможно следует перенять опыт Саратовской области по материальному стимулированию выпускников вузов. Там молодым специалистам, работающим на селе, помимо единовременного пособия в размере 55 тыс. руб., ежемесячно доплачивают к основному заработку второго оклада в течение двух лет.
Вместе с тем необходимо отметить ряд трудностей и проблем, с которыми пришлось столкнуться при реализации национального проекта. Во-первых, большинство сельских жителей впервые столкнулось с получением кредита. Сельчане допускали множество ошибок при оформлении и сборе документов на получение кредита, испытывали сложности в поиске лиц, готовых выступить в качестве поручителей, не говоря уже о процедуре оформления ликвидного имущества, выступающего в качестве залога. Это значительно увеличивало время работы кредитного специалиста с потенциальным заемщиком. Во-вторых, у многих заемщиков отсутствуют надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие право собственности на имущество и землю. В результате такое имущество не может быть использовано в качестве залоговой базы до момента приведения в соответствие с существующими требованиями. В-третьих, имеют место слабое финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, задолженность перед бюджетом, государственными предприятиями.
На данном этапе реализации национального проекта есть немало вопросов, на которые нет ясных ответов. В частности, нет гарантии, что субсидии будут предусмотрены в годовых бюджетах на весь восьмилетний период реализации проектов. Также следует иметь в виду, что существующая нормативно-правовая база либо недостаточна, либо имеет разночтения. В этой связи предстоит внести предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования залога земель сельскохозяйственного назначения, подготовить соответствующие поправки в федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «Об ипотеке», Налоговый кодекс. Эту работу необходимо выполнить в очень короткие сроки и на высоком качественном уровне.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» — большая и разносторонняя программа, задача его исполнителей — обеспечить, сделать так, чтобы каждый рубль, выделенный на эти цели, сработал с максимальной эффективностью.
Начиная с 2008 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. В государственную программу вошли все направления и параметры национального проекта «Развитие АПК». На предстоящие пять лет на реализацию программы из федерального бюджета будут выделены 547,6 млрд руб., что в три раза больше по сравнению с предыдущим пятилетием. Также предусматривается в тех же объемах софинансирование мероприятий со стороны бюджетов регионов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Годовые отчеты агрохолдинга «Мордовский бекон» и птицефабрик «Октябрьская» и «Атемарская».
2 Данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
3 См.: Коваленко Е. Г., Полушкина Т. М., Юткина И. П. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Мордовия: первые итоги. Саранск, 2006.
4 Там же.
5 Там же.
Поступила 30.05.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная