В. И. Сухарев. Проблемы и перспективы развития государственной промышленной политики Российской Федерации в условиях кризиса

В. И. СУХАРЕВ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

СУХАРЕВ Вячеслав Иванович, первый заместитель министра промышленности Республики Мордовия.

Ключевые слова: производительные силы; производительность труда; социально-экономическая политика; промышленная политика; стратегия; кризис; инновационное развитие

Key words: production forces; labour productivity; social and economic policy; industrial policy; strategy; crisis; innovative development

В современном обществе качество жизни людей и степень их социальной защищенности зависят от уровня развития производительных сил, уровня производительности труда и проводимой социально-экономической политики. Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, мировой экономический кризис показал, что двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Сегодня надо думать о том, как выйти из кризиса в кратчайшие сроки с обновленной, более сильной экономикой. В связи с этим поддержка, которая оказывается сегодня отдельным предприятиям, должна быть обусловлена внедрением современных технологий, повышением энергоэффективности и производительности труда, выпуском продукции самого высокого качества по самым передовым стандартам. В условиях кризиса мы будем помогать только тем российским компаниям, у которых есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов1.

Президентом выделены основные научно-технологические направления: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в области медицины, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Сегодня как никогда назрела необходимость разработки промышленной политики России. Место России в мире будет зависеть не только от разнообразия и количества располагаемых и добываемых природных богатств, но и от умения обрабатывать металл, лесоматериалы, пластмассы и др., а также получать новые материалы с заданными свойствами. Партнеры и соперники России во всемирном соревновании будут постоянно и внимательно отслеживать и оценивать объем и качество российских естественно-научных и гуманитарных знаний, трансформированных и преобразованных в технические средства и технологии.

В том случае, если имеются твердые намерения упрочить и преумножить национальную и экономическую безопасность страны, необходимо заниматься вопросами промышленной политики, производительности и качества труда. Иначе Россия расположится между топливно-сырьевым экспортом и машинно-техническим, потребительским импортом. При неблагоприятном стечении обстоятельств это может привести к весьма болезненным последствиям.

К чему приводит отказ от промышленной стратегии, хорошо видно на примере отечественного станкостроения, катастрофически сократившего объемы производства. В настоящее время внутреннее производство металлообрабатывающих станков меньше импорта в десятки раз, а зависимость от зарубежных поставок машинно-технической продукции давно превысила критический уровень. Такая картина наблюдается практически во всех обрабатывающих секторах реальной экономики.

Очевидным становится то, что при отсутствии промышленной стратегии отсутствуют и долгосрочные инвестиционные приоритеты. По-прежнему главный получатель инвестиций — организации-экспортеры топливно-сырьевых товаров и низкопередельной продукции. Станкостроительные предприятия (сердцевина обрабатывающей промышленности) пока «на диете». Не исправив ситуацию, так и будем выпускать в год по сотне обрабатывающих центров и несколько сотен металлорежущих станков с ЧПУ, имея фактическую потребность, измеряемую тысячами и десятками тысяч единиц. Ни одно государство «Большой восьмерки» не может «похвастаться» таким положением дел в станкостроении.

С потерей станкостроения будет утрачен важнейший элемент отечественной базы производства других видов машин и оборудования. Положение усугубляется тем, что в настоящее время на большинстве российских предприятий установлены миллионы единиц морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Промышленная политика — это экономическая политика с позиций товарного производства, составной элемент государственного строительства, направленный на трансформацию отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества.

Сегодня как никогда становится актуальной разработка стратегических планов и запуск масштабных долгосрочных проектов. Реализация долгосрочной стратегии облегчит развитие бизнеса, поскольку появятся долгосрочные ориентиры. Кроме того, они появятся у общества и, что важнее всего, у молодежи, которую волнуют вопросы «Кем быть?», «На кого учиться?», «Как выстроить свою личную жизненную стратегию?». Ответить на эти вопросы можно лишь тогда, когда у страны есть стратегия развития. В противном случае многие будут искать ответы на эти вопросы у других берегов.

Решение задач модернизации экономики, обозначенных Президентом России в Послании, потребует значительных инвестиций. Однако возможности главы государства в презентации новых инициатив, требующих бюджетного финансирования, сведены к минимуму. Утвержденный в первом чтении проект бюджета 2010 г. предусматривает сокращение государственных расходов по разделу «Национальная экономика» на 27 %, в том числе по сельскому хозяйству — на 58 млрд руб., по транспорту — на 47 млрд руб. Образование недополучит 14 млрд руб. по сравнению с 2009 г., здравоохранение — 15 млрд руб., фундаментальная наука — 3 млрд руб. Другими словами, у Министерства финансов денег на модернизацию нет.

Как показывает мировой опыт, инновационное развитие не может быть связано только с государственным бюджетом, а должно определяться спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. Поэтому, исходя из сложившейся финансовой ситуации в стране, Президент РФ видит три источника финансовых ресурсов для перестройки экономики. Первый — оптимизация расходов бюджета. «Кроме того, надо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждой из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций»2.

Вторым ресурсом модернизации суждено стать государственным монополиям. Министр экономического развития Э. С. Набиуллина на правительственном часе в Государственной Думе отметила, что затраты на НИОКР у госмонополий сегодня составляют от 0,1 до 0,4 % бюджета. «Мы не сможем существенно повысить частное финансирование НИОКР, пока к этому не подключатся компании естественных монополий, компании нефтегазового сектора»3. По последним данным Всемирного банка, в Японии расходы на технологические изыскания достигают 75 % от общих затрат бюджета, в США — 70 %, в России — 6 %. Итогом такой политики служит то, что пока лишь 10 % крупных предприятий России занимаются инновациями. На мировом рынке наукоемкой продукции России принадлежит менее 1 %, в то время как Китаю — 7 %, США — 37 %.

Весьма перспективный, но пока практически не задействованный источник ресурсов для модернизации экономики — налоговая система. По мнению Президента РФ, под задачи модернизации должна быть настроена налоговая система. Очевидно, что наша налоговая система нуждается в изменениях. Основными направлениями совершенствования являются освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования и недопущение роста налоговой нагрузки для резидентов технико-внедренческих зон. Кроме того, Министерство экономического развития разработало и направило на согласование законопроект, сокращающий с десяти до двух лет срок амортизации нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий, а также ряд других поправок, стимулирующих инновационную активность предприятий.

Необходимо учитывать и тот факт, что в современных условиях наряду с крупным производством должен развиваться мелкий бизнес. Более того, он должен быть производным от крупных компаний, обслуживать их, концентрируя изготовление деталей, требующих кропотливого, неспешного индивидуального труда. Сегодня малые предприятия России обеспечивают 40 % рабочих мест, хотя на них приходятся только 17 % ВВП (в странах «Большой восьмерки» доля малого производства составляет 60—70 % ВВП).

Таким образом, модернизация промышленности должна иметь широкомасштабный характер, основанный на хозяйственных преобразованиях всей экономики. Итогом должно стать развитие социальных процессов, которые будут вовлекать все слои населения России. Начинать ее следует со снижения затрат, повышения качества продукции, определения стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективы и привлечения финансовых ресурсов и разработки механизмов реализации стратегий. Как отметил Д. А. Медведев, «пять стратегических направлений технологической модернизации являются, безусловно, приоритетными. Но, конечно, ими не исчерпывается перечень государственных задач. Правительство должно активно проводить программы развития и других секторов экономики, ориентируясь на повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны. Это ключевая вещь»4.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Медведев Д.А. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 5 июня 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4336 (дата обращения: 10.06.2009); Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата

обращения: 16.11.2009).

2 Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации ...

3 Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной «Модернизация, инновации и региональные аспекты» на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Москва, 9 ноября 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4336 (дата обращения: 12.11.2009).

4 Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации ...

Поступила 18.11.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная