Р. М. Шарипова. Татарская хоровая культура в 1917— 1930 гг.
Р. М. ШАРИПОВА
ТАТАРСКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА В 1917—1930 гг.
ШАРИПОВА Розалия Мугтасимовна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности Набережночелнинского государственного педагогического института.
Ключевые слова: татарская песня; хор; революционные песни; творческий коллектив; концерт; хоровая культура; музыкальная культура
Key words: Tatar song; chorus; revolution songs; group; concert; chorus culture; musical culture
События Октября 1917 г. стали «переворотом» в мышлении широких слоев татарского народа, которых в силу многих причин не затронули преобразованиями татарского общества после 1905 г. Тем не менее это время можно рассматривать как продолжение трансформации общественного бытия татарского народа в первые годы XX в. Так, продолжилась начавшаяся еще со времен новометодных — джадидистских медресе смена текстов старинных татарских песен на новые, соответствующие современным реалиям. Как указывает 3. Н. Сайдашева, «к мелодиям „Галиябану", „Абау Алла, уф Алла" и другим придумывались новые слова, например, „Красное знамя — красная звезда" звучали на мелодию песни „Галиябану"»1.
Возникали государственные организации, своими названиями и предназначением подчеркивавшие связи с национальным менталитетом татар, — Отдел Просвещения, Научная коллегия центрального мусульманского комиссариата Казанского Совета. Как пишет Г. К. Вайда-Сайдашева, они сыграли важную роль в открытии татарских клубов, народных домов, библиотек в рабочих районах, в организации музыкальных кружков и концертов, на которых выступали известные татарские артисты2.
В 1920 г. была образована Татарская автономная советская социалистическая республика (ТАССР) с четко выстроенной системой органов государственной власти. В ее структуре был создан Народный комиссариат просвещения ТАССР с входившими в него подразделениями — Политпросветом, Художественным отделом (с секциями). С этого времени деятельность клубов и других подобных учреждений строго регламентируется, что не могло не сказаться на их деятельности. Клубы оставались важнейшей формой просвещения народа, его приобщения к культуре, в том числе музыкальной. Самой доступной формой работы стали хоры. В их репертуаре были революционные песни на татарском языке. Участниками таких коллективов являлись рабочие, поэтому хористы пели на слух, одноголосно. Существование хоров строилось на энтузиазме участников, качество звучания таких хоров требовало элементарной подготовки их организаторов.
Концертная жизнь в этот период наряду с привычными формами приобретала и другой вид. Это были концерты традиционного типа, проводимые различными творческими коллективами. Таковыми являлись, например, концерты симфонического оркестра, организованные при клубе Тат-профсовета. Симфонический оркестр был создан и из музыкантов бывшего Русского музыкального общества. Перед широкой публикой оркестр исполнял произведения русских композиторов. В тех случаях, когда в концертах принимали участие татарские музыканты (певцы Г. Альмухамедов, Ф. Латыпов, К. Мутыги и др.), эти концерты назывались «Вечера восточной музыки». Вместе с тем нередко концерты получали форму концертов-митингов в присутствии многих сотен слушателей. Из архивов Татарского Рескома следует, что только за три неполных месяца 1920 г. было проведено 35 концертов-митингов на русском, татарском и других языках. Об этих мероприятиях Г. К. Вайда-Сайдашева пишет: «В честь празднования Первого мая в 1920 году в Казани были организованы концерты-митинги для татарских рабочих на Юнусовской площади, где выступили Ш. Усманов, В. Шафигуллин, а в Ново-Татарской слободе — М. Конов, Х. Гайнуллин. В концертной части звучали революционные песни в исполнении хора под управлением молодого композитора С. Габяши»3.
Статус первого татарского композитора С. Габяши (1891— 1942) получил в татарской общественной среде в 1917 г., когда он сочинил музыку к драме Г. Исхаки «Зелэйха» (по словам Габяши, «...музыкально-иллюстрированную мною»), а в 1918 г. — к драме Ф. Бурнаша «Тахир и Зухра». К этой пьесе он написал несколько номеров для пения с хором. Один из этих номеров стал известен по всей России под названием «Хан кызлары» («Дочери хана»).
В послеоктябрьский период С. Габяши активно участвует в формировании татарской музыкальной культуры нового государства. В 1918/19 учебном году он преподает хоровое пение и теорию музыки в школе им. М. Вахитова в Казани. С этого времени Габяши руководит татарскими хоровыми коллективами ряда учебных заведений. С 1919 г. он работает преподавателем Мусульманских педагогических курсов, впоследствии преобразованных в Педагогический техникум. С начала 20-х гг. Габяши преподает (с перерывами) в главном музыкальном учебном заведении Казани — музыкальном училище, которое за два года несколько раз меняет свой статус: Центральная Восточная музыкальная школа, Высшая Восточная музыкальная школа, Восточная консерватория, Восточный музыкальный техникум и позже, в 1930 г., Татарский техникум искусств. Кроме занимаемых административных должностей, С. Габяши в этом учебном заведении также ведет хоровое пение и теорию музыки, организует в нем татарский хор, ставший первым профессиональным татарским хоровым коллективом смешанного типа, несмотря на свой ученический статус. Для этого хора и других «своих» хоровых коллективов Габяши пишет хоровые произведения и осуществляет хоровые обработки народных песен, предназначенные для многоголосного исполнения. Хор Казанского музыкального училища под руководством С. Габяши принимал участие в постановке первых татарских опер «Сания» и «Эшче», создателем которых наряду с Г. С. Альмухамедовым и В. И. Виноградовым он являлся.
В 1923—1924-х гг. Габяши является руководителем хора в Татарском коммунистическом университете и объединенного хора студентов Казани. Наряду с этим С. Габяши работает хормейстером в Татарском государственном академическом драматическом театре (1929—1932 гг.). «В этом театре существовала также музыкальная часть (которая в изданиях той поры именовали даже „оперой") небольшой оркестр, певцы, силами которых были поставлены первые татарские оперы»4. С 1917 по 1928 г. он пишет музыку к двенадцати спектаклям, в том числе и хоровые эпизоды. После переезда в Уфу Габяши принимает активное участие в организации хоровых коллективов в этом городе.
После 1917 г. продолжилась творческая деятельность С. 3. Сайдашева (1900—1953). Сайдашев с пятнадцатилетнего возраста пребывал в «эпицентре» городской татарской культуры, работая пианистом в инструментальном ансамбле труппы «Сайяр». По воспоминаниям М. А. Музаффарова, он в те годы вносил фактурные новшества в звучание татарской мелодики, оснащая ее поддерживающими голосами5. С 1917 по 1922 г. Сайдашев занимался музыкальной деятельностью вне Казани. В Буинске он организовал музыкальную студию, в том числе татарский хор, которым и руководил. Будучи призван в Красную армию, он как музыкант принимал участие в Татарской драматической труппе Туркестанского фронта. 3атем в Оренбурге работал в открывшейся Восточной музыкальной школе. В 1922 г. стал дирижером и заведующим музыкальной частью Татарского драматического театра. С 1922 по 1930 г. С. Сайдашев написал музыку к тридцати четырем спектаклям, что свидетельствует об огромном творческом потенциале композитора, его высоком мастерстве, востребованности его музыки профессионалами театрального дела и публикой. 3начительное место в музыке к спектаклям (разного содержания) занимали хоровые эпизоды.
Таким образом, 20—30 гг. ХХ в. явились для композиторов Татарстана важнейшей вехой в их жизни и творчестве. В глазах татарской общественности и С. Габяши и С. Сайдашев были первыми профессиональными создателями татарских музыкальных произведений, в том числе хоровых. В их творчестве со всей определенностью проявилась индивидуальность их композиторского метода.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сайдашева 3.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Казань, 2002.С. 84.
2 См.: Вайда-Сайдашева Г.К. 3вуки времени. Казань, 1991. С. 13.
3 Там же. С. 46.
4 Султан Габяши: Материалы и исследования / сост. Г.Б. Губейдуллина. Казань, 2000. С. 30.
5 См.: Салих Сайдашев: материалы и воспоминания. Казань, 1970. С. 58—59.
Поступила 24.02.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная