М. С. Третьяков. Молодежь на региональном рынке труда

М. С. ТРЕТЬЯКОВ

МОЛОДЕЖЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

ТРЕТЬЯКОВ Максим Сергеевич, аспирант кафедры социологии и политологии Курского государственного университета.

Ключевые слова: молодежь; занятость; рынок труда; безработица; кадры; трудовой потенциал; частный сектор; образование; опыт работы

Key words: youth; employment; labour market; unemployment; personnel; labour potential; private sector; education; job experience

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития, и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, работниками и государством.

Формирование в России экономики, основанной на рыночных отношениях, повлекло за собой кардинальные изменения в хозяйственном механизме и обострило проблему использования трудовых ресурсов. Смена приоритетов, структурные сдвиги и кризисные явления в народном хозяйстве потребовали выработки новых, рациональных подходов в управлении социальной защитой населения, в том числе в вопросах занятости. За годы экономических реформ стало ясно, что наряду со свойственными мировому индустриальному и постиндустриальному обществу социально-экономическими противоречиями между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой существуют специфические российские проблемы рынка труда, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низком уровне жизни и эффективности труда; недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям подготовки и переподготовки кадров; неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Создание и развитие частного сектора экономики повлекли значительные изменения характера и содержания занятости, которые в капиталистическом государстве определяются требованиями рынка. Официально рынок труда в Курской области образован в связи с принятием в 1991 г. Закона «О занятости населения Российской Федерации». Становление рыночных отношений в сфере труда было связано прежде всего с изменением приоритетов государственной политики занятости. В первую очередь государство признало за работником право распоряжаться своими способностями к производительному труду, стало развивать мелкое и среднее предпринимательство на основе демонополизации, свободной конкуренции, привлечения иностранного капитала, создания возможностей для трудовой мобильности. Заработки в негосударственном секторе экономики оказались существенно более высокими, что обеспечило перераспределение кадров.

Рынок труда Курской области характеризуется сокращением спроса на рабочую силу в промышленно-производствен-ном секторе и, как следствие, сокращением занятости на крупных и средних предприятиях и ростом регистрируемой безработицы. Одним из открытых проявлений неэффективной занятости является неполная занятость, которая из года в год остается достаточно высокой.

С целью детального изучения трудовых отношений, сложившихся в Курской области в ходе комплексного социологического исследования «Социокультурный портрет региона», нами было проведено анкетирование 1 128 жителей области, представителей различных возрастных и социальных групп. Результаты исследования показали, что в течение 1995—2007 гг. уровень «молодежной безработицы» в общей численности официально зарегистрированных безработных в Курской области составил 50 %, имея тенденцию к снижению. Наиболее высокая доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных была отмечена в 1992 г. (20 %), самая низкая — в 2000 г. (1,5 %)1.

В ходе экспертного опроса, в котором приняли участие руководители кадровых служб ведущих предприятий города, представители кадровых агентств и служб занятости населения, были отмечены существенные проблемы молодежной занятости в регионе. Ее причины носят объективный (отсутствие опыта работы, недостаточная квалификация молодых специалистов) и субъективный (недоверие к молодым людям со стороны руководства, трудовых организаций) характер.

Многие эксперты указывали на нехватку рабочих мест в регионе.

При изучении проблемы молодежной безработицы был выявлен ряд противоречий: возрастающая потребность общества в специалистах нового профиля, с одной стороны, и низкий спрос на молодых специалистов — с другой; достаточно высокий уровень общей подготовки молодых специалистов с высшим образованием и их профессиональная, практическая и психологическая незрелость; разрыв между профессиональной подготовкой, предоставляемой современными вузами и реальной обстановкой, сложившейся на рынке труда; неоднократные попытки ученых, экономистов и политиков решить проблему занятости и вывести страну из «безработного» кризиса и продолжающийся сохраняться высокий уровень безработицы среди молодых специалистов.

На вопрос о том, какие следует принять меры по решению проблемы занятости молодежи, эксперты практически единогласно заявили о необходимости корректировки учебных программ вузов в соответствии с запросами работодателей. Среди возможных мер по снятию напряженности также назывались увеличение количества рабочих мест; налоговые льготы для работодателей, принимающих к себе молодых специалистов; возвращение к системе распределения выпускников вузов с обязательной отработкой 3—5 лет. Таким образом, большинство работодателей ждет государственного влияния на рынок труда, будь то реформа образования или система распределения, но ни одна из этих мер невозможна без участия государства.

Органы государственного управления в свою очередь делают определенные шаги в решении проблем молодежной безработицы. Так, в октябре 2007 г. Курская областная дума приняла Закон «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Курской области», который предусматривает обязанность средних и крупных организаций региона по резервированию или созданию рабочих мест за счет собственных средств для несовершеннолетних и молодых граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. На наш взгляд, закон имеет явную сиюминутную социальную направленность. Не решая основных экономических задач, он призван гарантировать трудоустройство социально незащищенных граждан, при этом не адаптируя их к реалиям рынка труда. Кроме того, резервирование мест вынуждает работодателя ждать заполнения вакансий именно молодежью, иначе говоря, создает рабочие места, в которых нет производственной необходимости, что негативно сказывается на производительности труда предприятий региона. Сегодня подтверждается опасение в том, что этот закон постигнет участь Закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Курской области». Работодатели его просто проигнорируют. Так, в III квартале 2007 г. из 516 инвалидов, нашедших работу с помощью службы занятости, лишь 5 были трудоустроены за счет квот2.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о пассивности всех участников рынка труда региона. Когда трудовые ресурсы используются неполностью, в особенности молодежные, экономическая система функционирует неэффективно. Последствия безработицы в регионе ложатся тяжелым бременем на все население региона, нанося серьезный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Можно сказать, что высокий уровень безработицы — одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Это говорит о необходимости выработки системной политики регулирования занятости населения, подразумевающей активное участие органов государственной власти в системе трудовых отношений, проводимой для стимулирования активности субъектов системы занятости региона, формирования эффективной и стабильной системы отношений на региональном рынке труда.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По данным, предоставленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области (ТО ФГС КО).

2 По данным комитета по занятости населения Курской области.

Поступила 01.07.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная