Г. С. Попова. Анима, тотем, фетиш в корневой культуре — триединство духовной связи природы и человека

Г. С. ПОПОВА

АНИМА, ТОТЕМ, ФЕТИШ В КОРНЕВОЙ КУЛЬТУРЕ — ТРИЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ СВЯЗИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

ПОПОВА Галина Семеновна, доцент кафедры культурологии Якутского государственного университета.

Ключевые слова: анима; тотем; фетиш; корневая культура; триединство; духовная связь; природа и человек

Key words: anima; totem; fetish; root culture; trinity; moral tie; the nature and the human being

Триединство анима-тотем-фетиш сохранено в культуре саха в своем корневом значении и смысле. Особенно оно актуально в условиях возрождения традиционного и духовного. Триединая категория натурфилософии саха Кут (Ийэ кут, Буор кут, Салгын кут) соответствует понятию психической субстанции аналитической психологии К. Г. Юнга. По поводу предположения анималькулистов следует заметить, что этнографические материалы свидетельствуют о существовании похожего мнения (предзнания) у саха — априорного. Считается, что субстанцию Кут будущего ребенка Творцы-Айыы вдувают в темя его будущего отца. Такие факты из практики первобытного в культуре не следует отбрасывать, а хранить до тех пор, пока в науке не откроется их истинный смысл. Есть уверенность, что первобытное знание есть истинное знание. Тело содержит информацию Буор кут, дух — информацию Ийэ кут, душа — информацию Салгын кут. Верно и обратное: информация, заложенная в теле, называется на языке саха Буор кут, в духе — Ийэ кут, в душе — Салгын кут.

Анима — это Дух (по-якутски Тыын), он приходит к человеку из трансцендентного. Иччи — тоже Дух, но Иччи присутствует в этом мире. Значит, Иччи также относится к аниме, но анима — это и душа. Иччи, следовательно, также относится и к душе. Анима-дух у саха имеет дуальность и бинарную оппозиционность «белое-черное»=юрюнг-хара тыын. Это есть отражение мужского и женского начал в психическом, объяснением чему служат существующие в науке о человеке и духе теории. Анима и анимус — это контрсексуальные составляющие психической субстанции человека. Анима — это женское в мужчине, анимус — это мужское в женщине. Своего рода контрвес, уравновешивание природы. Анима и анимус предшествуют самым интимным тайникам человеческого бытия: «духовному» — в мужчине и «материальному» — в женщине. Это самый глубинный, последний источник психической субстанции мужчины и женщины — тот первичный образ, из которого сформировалась психическая субстанция. Иными словами, на языке и понятии саха — это то, из чего формируется Кут. Когда как анима и анимус — это «образ души» мужчины и женщины, то духовное начало мужчины — это архетип мудрого старца, персонифицирующий духовное начало. У женщин аналогией этому архетипу служит великая мать — Мать-Земля, представляющая холодную, внеличностную правду природы. Есть контрприрода, и есть самый интимный тайник. Это знание присутствует в культуре саха под названием «Ийэ кут» и «Ага кут», а анима и анимус — под названием «Эр киси Иэйэхситэ», «Дьахтар киси Айыысыта».

Исследователи отмечают, что «мудрый старец» и «великая мать» могут принимать бесконечно разнообразные формы. «С их добрыми и злыми, светлыми и темными сторонами мы сталкиваемся в представлениях первобытных народов и во всех без исключения мифологиях. Обе фигуры излучают настолько непреодолимое обаяние, что каждый человек, сталкивающийся с ними лицом к лицу, подвергается соблазну впасть в самовосхваление и манию величия; избежать этого можно только при условии, что этот человек сумел различить и опознать их и, таким образом, избавился от опасности самоотождествления с их обманчивым образом. В качестве примера воздействия этих архетипов приведем Ницше, безоговорочно отождествившего себя с фигурой Заратустры»1.

По аналогии с этим в мифологии саха можно считать архетипами «Духа» и «Материи» фигуры Сээркээн Сэсэн и Аан Алахчын Хотун в мифологии саха. К. Г. Юнг именует эти архетипические фигуры бессознательного «мана-личностями» (Mana-Personlichkeiten). Мана означает надпри-родную силу. Обладать маной — значит иметь власть над другими, но это обладание чревато опасностью впасть в самонадеянность и тщеславие. Полноценное осознание того содержания, которое составляет архетип мана-личности, означает для мужчины «второе и реальное освобождение от отца, тогда как для женщины — освобождение от матери. После того, как это произошло, к индивиду впервые приходит настоящее, полное ощущение собственной истинной личности»2. Поэтому старину совершали ритуалы-инициации посвящения в мужчины. Ритуал посвящения в женщины забыт, но думается, что такой ритуал был. Ибо без подобной инициации невозможно избежать душевного расстройства и перейти в новый для себя статус, дающий возможность стать мужем и женой, отцом и матерью.

Бывает «родовой», «индивидуальный», «половой», «племенной», «территориальный» и другой тотемизм3. Наука выработала три подхода к проблеме происхождения тотема: номиналистический, социологический и психологический. 3. Фрейд различал три тотема: тотем племени, в почитании которого принимает участие племя и который передается по наследству от одного поколения к другому; половой тотем, которому принадлежат все мужчины или все женщины племени, исключая лиц другого пола; индивидуальный тотем, присвоенный отдельному лицу и не переходящий на его потомство4.

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного: «Тотемизм — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды: одни поколения сменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение как одушевляла и все предыдущие и как будет одушевлять завтрашние»5.

А. А. Радугин отмечает, что можно согласиться с мнением Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, заимствованной у коллектива, силы коллективного начала, превосходящей индивидов. По-нашему мнению, Дюркгейм имел в виду отнюдь не коллективное начало, а «некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них». Он указывает на потусторонность тотема, заключающегося в Духе, передаваемого ему Оттуда, от Айыы. Как отмечается в культуре саха, «коллективное бессознательное» закладывается в Кут также Оттуда — человеческая сущность не приходит в этот мир пустотелой.

Каждый якутский род считал своим священным предком и покровителем какое-нибудь животное или птицу, и при строении жилища-балагана и коновязи-сэргэ тотемы использовались строго по их функциональному назначению и смыслу. Так, в строении якутского балагана в передней и задней части расположение изображений шаманских тотемов не меняется (ворон и кукушка). А изображение родовых тотемов меняется в зависимости от рода и служит информационно-коммуникативным элементом культуры. В строении сэргэ (ритуальных столбов) изображение тотемных животных располагается также по канону: передняя коновязь — тотем, назначенный для связи с Верхними божествами-Айыы, средняя — родовой тотем, задняя — шаманский тотем (обязательно кукушка)6.

Отмечаемые тройки тотемов свидетельствуют о духовном происхождении тотема. Мы предполагаем, что в тотем вкладывается та же сущность в виде духа, что и в Буор кут человека. Этот дух есть так называемый «хара тыын», исходящий из Нижнего мира. Иными словами, тотем непосредственно связан через «хара тыын» с Буор кут человека.

Фетиш — идол, талисман, амулет, волшебство. Это неодушевленный предмет, который, как представляется верующим, наделен чудодейственной силой и служит объектом религозного поклонения; предмет слепого поклонения. Следовательно, фетишизм — культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных сверхъестественными свойствами. Он характерен для первобытных религий, сохраняется в форме веры в амулеты, обереги, талисманы. Это также слепое поклонение предметам, в том числе половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, — неодушевленный предмет (чаще всего детали туалета женщины). Последнее, безусловно, является девиантным поведением, контркультурным явлением.

Фетиш в переводе на язык саха — ымыы, а не ытык мал=предмет поклонения и почитания. Но служит в качестве ытык мал. Ымыы также означает оберег. В смысловом переводе фетиш выступает как предмет, на который пал отблеск образа, изображение Айыы или иччи. Фетиш имеет природное происхождение, но обладает сверхъестественной силой. Саха считают, что фетиш также предназначается человеку, как и тотем. Впоследствии стали полагать, что тотем и фетиш можно выбирать.

Сказанное также касается любви и судьбы. Саха и теперь верит в то, что любовь — это предназначение (анал). Двух людей соединяет не любовь, а анал и Кут будущих детей. Чувство радости, счастья, удовлетворения приходит позже. Это чувство и осознание люди стали называть словом «любовь». В словарном запасе саха такого слова нет, а слово «таптал» производно от смысла выбора и возникло много позже, по аналогии с западными культурами. Анал никак не связан с выбором — это предназначение, которое при правильном и благополучном сложении судьбы находит человека, исполняется. Человек не должен искать, а лучше должен уметь ждать этот момент жизни — ждать в целости и сохранности, в чистоте духа и тела и в глубине души верить, что оно придет. Утерявшие веру в это придумывают необходимость поиска счастья, выбора, пробования совместимости с партнером и т. п.

Со слов народных целителей, фетиши им посылают специально и об этом им сообщают во сне. В указанное время, в указанном месте целитель находит этот предмет и начинает с его помощью исцелять больных, помогать людям в решении их земных проблем. Фетишем целителя могут быть всевозможные предметы — физические тела, части тел птиц или зверей, растений. Целитель может указать человеку его фетиш, который может прийти к человеку сам при разных обстоятельствах. При прошествии времени человек обязательно понимает их сверхъестественность. Конечно, в XXI в. говорить об этом следует в контексте возрождения духовности и корневого в культуре и практики культурной жизни народа. Духовное неистребимо и дает о себе знать через архетипы.

Таким образом, анима, тотем и фетиш — это духовное триединство, предназначенное человеку для поддержания духовной связи с Абсолютным Духом, с Творцами-Айыы.

Одна априорная мысль из первобытия не дает покоя, требует разъяснения, словесного выражения, т. е. вербализации. Это не всегда можно сделать не на родном языке. Человеку вручается из Абсолюта Высший Дух=Юрдюк Тыын. Этот Высший Дух, приходя на землю — Срединный мир — в виде Белого и Черного Духа=Юрюнг-Хара Тыын, проникает в человека, вдувается в него — человек вдыхает этот дуальный Дух. Видимо, существует некая инстанциональная субстанция Тыын Кут=Анима. Вот такой единый, один Дух внедряется одновременно, синхронично сразу в три сущности — во-первых, в человека, во-вторых, в животное или птицу (тотем), в-третьих, в какой-нибудь неживой предмет (фетиш) — вводя их всех троих в устойчивую вертикальную связь=туруору ситим. В человека этот Дух вселяется, объединяя его со своими сородичами по кровному родству и племенному роду. Поэтому существует родовой тотем=ийэ кыыл, родовой фетиш=ымыы, ытык мал, ытык эт (эттик).

В тот же миг устанавливается системная связь человека с природой: Дух=Тыын (Анима) — Человек=Кигш (Анима-Анимус) — Живое существо=Тыынар тыыннаах айылга (Тотем) — Неживое природное тело=Тыыммат этик (Фетиш). Эту систему пронизывает единый Дух, держит воедино. Элементы этой системы едины духом. Поэтому все реальны и действительны. Все явственно знают, осознают, чувствуют, интуитивно узнают существование этого единения по духу и стремятся сохранить, удержать его. Это состояние является экзистенцией. Саха не просто представляет себе это, им не кажется, что мир одухотворен — они знают это априорно, этот когнитив в саха сидит изначально.

Человек никогда не признает своим фетишом случайную вещь, никогда не будет считать своим тотемом случайное животное или растение. Именно это априорное, имманентное знание об едином Духе позволяет человеку безошибочно почувствовать, узнать, признать, осознать свой тотем и фетиш. У саха и теперь каждый род знает свой тотем. В народе говорят, что они родом от волка, орла, медведя и т. п. Этих животных часто боготворят: хангаласцы, например, признают орла своим божеством. Это признание-припоминание (анамнесис) на уровне символов происходит безошибочно.

Есть место обитания, духовное пространство, или жизненная среда духа. Чудо творения — это то, что отправляет человека в срединный мир не одного, а в триединстве с живой и неживой природой. Это чудо всеобщей связи в природе поражает откровением каждого, кто познал эту связь и удерживает ее. А тот, кто не знает этого чуда, не может его познать, не прозреет.

3веря или птицу саха также нарекает именем, называет своим тотемом, и он становится им, откликается на это имя. Никто не знает, слышат, понимают ли они нас — просто есть вера тотему.

Исследования тотемного мира саха могут прояснить происхождение якутских родов. Тогда прекратятся псевдонаучные заблуждения и безосновательные умозаключения насчет этногенеза саха и других коренных, аборигенных народов. Тотемные животные богатырей олонхо местного происхождения. Также и фетиши, целительные природные тела, — олицетворение местной природы. Это свидетельствует о корневой культуре и аборигенности народа.

Таким образом, мы имеем все основания утверждать явственное триединство Анима-Тотем-Фетиш, которые в отдельности связаны с каждым из трех Кут человека: Ийэ Кут, Буор Кут, Салгын Кут. Анимизм, тотемизм и фетишизм как формы мировосприятия и феномены корневой культуры продолжают выполнять свои функции и связывают человека с окружающим живым и одухотворенным миром.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Якоби И. Психологическое учение К.Г. Юнга. М.: Практика, 1998. С. 510.

2 Там же. С. 511.

3 См.: Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Изд-во полит. лит., 1990. С. 542.

4 См.: Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Изд-во «Алетея», 2000. С. 36.

5 Цит. по: Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000. С. 69—70.

6 См.: Босикова П. Тотем в традиционной культуре: дипломная работа. Якутск: ФГНУ «ЯГУ им. М.К. Аммосова», 2008. С. 70.

Поступила 25.06.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная