А. А. Аношкин. Развитие предпринимательства в регионе
А. А. АНОШКИН
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
АНОШКИН Артем Александрович, аспирант кафедры культурологии Пермского государственного технического университета.
Ключевые слова: малый бизнес; предприниматели; предприятие; конкуренция; рынок; товарооборот
Key words: small business; entrepreneurs; enterprise; competition; market; sales volum
Количество субъектов малого бизнеса в России вполне соответствует аналогичным показателям в развитых странах. Однако сектор малого бизнеса имеет относительно небольшое значение для отечественной экономики, его вклад в ВВП колеблется в пределах 13—15 %, в малом бизнесе заняты 18—20 % от общего числа работников. При этом, например, в США он обеспечивает 52 % рабочих мест и 51 % общего объема выручки предприятий частного сектора1. В Пермском крае показатели развития малого бизнеса несколько хуже среднероссийских. Малые предприятия обеспечивают работой 13,6 % работающего населения, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в ВРП края составляет 8,6 %2.
Низкий уровень развития отечественного малого бизнеса связывают с системными экономическими факторами: чрезмерным регулированием экономики, монополизмом крупного бизнеса и государственных компаний во многих сферах, трудностями доступа к финансовым средствам для малых предприятий, коррупционным и административным давлением.
Для выявления проблем развития пермского бизнеса нами было проведено исследование малых предпринимателей г. Перми, представляющих различные отрасли: информационные технологии, финансовые услуги, торговля, строительство, производство промышленной продукции, оказание бытовых услуг, туризм, образование. В выборку были включены руководители малых предприятий.
Процедура исследования заключалась в проведении глубинного интервью. В ходе беседы обсуждался круг вопросов, относящихся к предприятию: ситуация в отрасли, влияние конкуренции на предприятие, маркетинговая политика, кадровый менеджмент, финансовая стратегия, стратегия развития бизнеса, планы на перспективу.
Рынки, на которых работают малые предприниматели, представляются им сформировавшимися, давно поделенными, новым игрокам сложно на них выйти. «В современных условиях начинать дело сложнее, потому что все уже распределено, все связи установлены, начать работать в металлургии вообще нереально. Все идет, все работает, кто-то строит, кто-то другим занимается, вклиниться в данную цепочку нереально. Сейчас, если кто-то что-то и делит, то это на самом верху (это касается олигархов), а нам внизу — это уже практически утопия что-то менять... Нужно заниматься тем, чем занимаешься, где уже есть связи, знакомые, где уже все знаешь» (оптовая торговля). «В большинстве отраслей уже все определено. Скажем, захочешь ты поставить свои строительные материалы. К кому ты пойдешь, как будешь договариваться? Все уже всех знают, все работает» (ремонт и торговля).
Период формирования рынка респонденты вспоминают как значительно более простое для создания предприятия время. «Время тогда было очень благоприятное, наши услуги тогда уже пошли, в Москве уже определились, а у нас была полная тишина. Незнание было полное, но желание стопроцентное. Поэтому сейчас я вспоминаю тех клиентов, те времена — о-о-о-о, как это было круто!» (дизайн).
Существующие на рынке конкуренты не представляют угрозы для предпринимателей. «У нас нет конкурентов, есть своя ниша, остальные компании продают либо дешевле, либо дороже. Мы дистрибьюторы „..." по Пермскому краю, других нет и не будет, мы дальше, куда пустят, туда и пойдем» (торговля). «Конкурентов я для нас не вижу. Большие предприятия я не беру, у них совсем другие обороты» (коммунальные услуги).
Однако явную тревогу вызывают крупные компании, выходящие на рынки Пермского края. «Тогда не было больших магазинов, например, „М-Видео" или „Сидилэнд", то есть были, но не так много, сейчас диски уже продают в любом продуктовом универмаге. Клиентов не так много, как хотелось бы. Многие идут в большие торговые центры, большие магазины. Малому бизнесу в этом смысле сложнее и сложнее с каждым годом» (торговля). «Очень много компаний в нашем регионе, у которых владельцы в Москве, и многие вопросы с поставками, с серьезными услугами принимаются в Москве. Соответственно, много очень московских компаний в нашем регионе появилось, очень крупные игроки, IBS недавно пресс-релиз выпустила об открытии ресурсного центра на базе нашего региона. Основной конкурент сейчас — это московские компании. Московские компании имеют финансовые ресурсы, они могут себе позволить выходить на эти рынки, вопрос лишь, когда они появляются во все больших масштабах» (ИТ-услуги).
В перспективе угрозу пермским компаниям представляют также китайские фирмы. «Мы себе не ставим цели конкурировать с китайцами. Хорошо, хотите, берите китайцев, конкурировать с ними ни по ценам, ни по функциональным возможностям, ни по качеству мы не будем. Да, китайцы дешевые, китайские машины тоже ездят иногда. Но дело все в том, что Китай нас заваливает огромным количеством продукции.» (ИТ-услуги). «Конечно, далековато от нас пока находится Китай, но, насколько я себе представляю, все наши территории Дальнего Востока и Сибири уже наводнены дешевыми китайскими товарами, правда, не всегда хорошего качества, но действительно дешевыми, когда эта волна докатится до нас, нам будет непросто существовать» (производство).
Конкурентное поведение предпринимателей при этом можно охарактеризовать как уход от конкуренции, малый бизнес стремится ограничить себя уже имеющимися клиентами, меры по расширению бизнеса предпринимаются крайне осторожно. « Да мы даже не считаем их конкурентами, нет такого, что прямо там кто-то кого-то „душит", отбирает у кого-то клиентов. Просто то, чем мы занимаемся, нужно всем. Каждый день появляются новые фирмы, которые закупают наши программные продукты. Работы на рынке хватает всем» (ИТ-услуги). «Какой-то жесткой конкуренции нет, как, например, в Екатеринбурге. Там действительно конкурируют, а у нас каждая фирмаимеет свой сегмент и спокойно „сидит"» (образование).
Взаимоотношения с органами государственной власти предприниматели характеризуют как нейтральные, спокойные, однако следует отметить некоторое опасение относительно вмешательства властей в дела предприятия. «Учитывая последние 5 лет, власть и бизнес идут параллельно. Они меня не касаются, я их тоже. Единственные наши взаимодействия — налоговая инспекция. Какими-то городскими, региональными или федеральными прожектами я не занимаюсь, да я уже ничего не хочу от власти, пусть они мне не мешают и все» (оптовая торговля). «К властям мы относимся равнодушно, они про нас не знают, и мы про них не знаем. У нас вообще никаких проблем с ними нет. Если бы было у нас кафе, может, санэпидемстанция, пожарные ходили бы, а у нас ничего отобрать невозможно. Все в голове, даже если все компьютеры у нас отобрать. Мы пойдем и новые купим, снова сядем на прежнее место и будем работать, а можем вообще дома сидеть и работать. Мы не то чтобы являемся неуязвимыми, мы неуничтожимые, мозги есть, а остальное отнюдь не важно. Даже все патенты на нас зарегистрированы, а не на фирму» (ИТ-услуги).
Пермские предприниматели не стремятся к расширению своего бизнеса. Как только предприятие начинает приносить владельцу определенную прибыль, задачи по дальнейшему развитию бизнеса не ставится. «Расти мы сильно не хотим. Потому что это влечет глобальные изменения и в жизни, и в структуре, а я к этому не готова. Потому что большая компания имеет свои плюсы и свои минусы. И Вы их знаете. Понятно, что там и увеличение оборота, и денег, и больше заказов. Есть минусы, которые перевешивают эти плюсы, потому что финансов хватает» (дизайн). «Мы обычные люди, которые пришли в бизнес под влиянием обстоятельств. Мы росли вместе с этой страной, сейчас мы вписываемся в нее хорошо. Нет такой задачи обогнать Абрамовича. Мы позиционируем себя как средний класс, это нас устраивает социально и финансово, вполне на жизнь хватает» (ИТ-услуги). «Понятие успеха у всех свое. У кого-то это яхта в Средиземном море, замок на Мальдивах, у меня — значительно скромнее. Возможно, что я к этому не очень стремлюсь. Просто хочу обеспечить достаточный уровень жизни для своей семьи, плюс какое-то расширение, какой-то запас. Если у меня все это есть, то я считаю, что достаточно успешен» (оптовая и розничная торговля).
Вероятно, что для российского малого бизнеса характерен паттерн «ракушки». Предприятие-«ракушка» замкнуто на собственном небольшом сегменте рынка. Такая фирма не осуществляет планирование собственной деятельности в соответствии с влиянием основных элементов внешней среды, клиентов и конкурентов. Малые предприятия Перми не вырабатывают стратегии, не развивают конкурентных преимуществ. Предприниматели полагаются на опыт, сложившуюся репутацию, имеющиеся связи. Можно предположить, что отрасли, в которых конкурируют в основном местные малые и средние фирмы, а компании из других регионов представлены слабо, отличаются низкой степенью конкуренции и, следовательно, небольшим количеством маркетинговых, технологических и организационных инноваций.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Д. Медведев: доля малого бизнеса в ВВП РФ составила 13— 15 % // РИА Росбизнесконсалтинг. URL: http://top.rbc.ru/economics/ 18/02/2008/142463.shtml (дата обращения: 30.12.2008); OECD Small and Medium Enterprise Outlook. Paris: OECD Publications Service, 2000. 223 p.
2 См.: Динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае в 2005—2007 гг. // Пермский центр развития предпринимательства. URL: http://pcrp.ru/files/dinamika_razvitiya.doc (дата обращения: 30.12.2008).
Поступила 11.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная