Н. А. Чеканина. Региональные аспекты финансирования высшей школы

Н. А. ЧЕКАНИНА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЧЕКАНИНА Наталья Александровна, аспирант кафедры экономики и логистики Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: высшее образование; сметная стоимость; денежные средства; механизм финансирования; финансовые ресурсы; бюджетное финансирование

Key words: higher education; cost estimate; monetary funds; mechanism of financing; financial resources; budget financing

Система финансирования высшей школы России является многоканальной. Новые экономические условия вызвали необходимость изменения механизма формирования и использования финансовых ресурсов вузами, структуры финансовых потоков, возникновения новых источников финансирования высшего профессионального образования. Существенными остаются различия между ведущими и вновь образованными университетами, центральными и периферийными.

Система образования РФ сформировалась в условиях плановой экономики. На современном этапе развития общества система образования соответствует, с одной стороны, структуре и механизмам рыночного хозяйства, с другой — условиям значительно более децентрализованной политической системы, где основной массив по выбору приоритетов и распределению ресурсов перемещается в регионы, расширяется поле приложения индивидуальной активности всех членов общества и, следовательно, требуется учет социальных факторов и национальных интересов. Принцип региональности в системе образования в последнее время приобретает все большее значение. Это связано в первую очередь с общей тенденцией децентрализации всех сторон жизни общества, повышением роли и значения регионов в политическом и экономическом отношениях, увеличением доли местных бюджетов.

Оценивая состояние современного российского университетского образования, можно отметить, что изменения, происходившие в развитии высшей школы, в своем большинстве позитивны. Сейчас предпринимаются шаги в устранении дублирования подготовки специалистов в регионах. Основные фонды и земли переданы вузам, создан Совет ректоров российских высших учебных заведений. Система высшего образования становится гибкой, многоуровневой, многоступенчатой. При этом в университетском образовании включенность блоков фундаментальных дисциплин предполагается на любом из уровней подготовки1.

Государственное финансирование высшей школы на современном этапе характеризуется формированием цен на образовательные услуги на основе сметной стоимости, опирающейся на предварительно утвержденные нормативы численности преподавательского состава и материально-технического обеспечения, программы курсов и т. д. Наряду с приоритетной задачей обеспечения страны в целом и ее конкретных регионов квалифицированной рабочей силой государство преследует также задачи социальной политики: увеличение благосостояния граждан, повышение общего культурного уровня населения, формирование гражданской позиции обучаемых.

Во многих регионах России, в том числе и в Республике Мордовия, система высшего образования сочетает в себе бесплатные и платные формы обучения: бюджетное и коммерческое в государственных вузах; разнообразные платные дополнительные образовательные услуги в государственных вузах; платное обучение в негосударственном секторе.

Мордовский государственный университет является одним из крупнейших в России. Он является основным научным центром республики, в котором работают более 80 % кандидатов и докторов наук, проживающих в Мордовии. Все важные для республики научно-технические программы и исследования ведутся с участием ученых университета. Финансовый механизм университета характеризуется сочетанием бюджетного финансирования учреждения с развитием платных образовательных услуг и другими источниками финансирования. При этом считается недопустимой простая замена бесплатных услуг платными, акцент делается на их рациональное сочетание. Денежные средства, поступающие учреждению образования из различных источников, составляют фонд финансовых ресурсов, или доход учреждения.

Финансово-экономическое положение государственного вуза формируется под влиянием объема бюджетного финансирования, объема поступивших от юридических и физических лиц внебюджетных средств, эффективности использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Вопрос государственного финансирования образования является одной из наиболее сложных проблем бюджетного управления. На систему финансирования высшей школы, услуги которой оплачиваются за счет средств федерального бюджета, приходится основная нагрузка, обусловленная, с одной стороны, жесткими условиями бюджетного финансирования, с другой — сложностью образовательных программ.

Схема финансирования на основе сметной стоимости затрат на образование эффективна в краткосрочной перспективе. Она позволяет осуществлять гибкое и оперативное управление объемом ассигнований на развитие образования, отражая структуру бюджетных приоритетов и доступность финансовых ресурсов для государств. Но в долгосрочной перспективе подобный механизм обладает существенными недостатками. Жесткая связь между доходами бюджета и объемом финансирования снижает степень стабильности финансирования образования, а в ряде случаев приводит к нарушениям в функционировании отлаженных механизмов финансирования высшей школы.

Финансирование высшей школы за счет средств бюджета опирается на налоговый потенциал государства, который в свою очередь зависит от уровня доходов населения и хозяйствующих субъектов региона, в котором находится вуз. В связи с этим ухудшение экономического положения в регионе и снижение жизненного уровня ведут к сокращению налогового потенциала, необходимого для финансирования бюджетных расходов, и уменьшению платежеспособного потенциала семей и хозяйствующих субъектов. Следовательно, бюджетное и внебюджетное финансирования тесно взаимосвязаны и имеют единый ресурсный ограничитель.

Основной статьей доходов во внебюджетной деятельности университета являются средства, полученные от студентов, обучающихся на коммерческой основе. С одной стороны, это свидетельствует о востребованности высшего образования, с другой — возникает проблема снижения качества образования студентов и выпускников университета.

Дополнительным источником финансирования высшей школы в регионе является внешнеэкономическая деятельность. Переход от жесткой централизации управления международными связями к самостоятельности начался с 1991 г., когда Указом Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» вузам было предоставлено право ведения внешнеэкономической деятельности, и валютную выручку от экономической деятельности было разрешено оставлять в распоряжении учебного заведения. Право самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности и право собственности на заработанные валютные средства подтверждаются и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

При Мордовском государственном университете функционирует Управление международных связей, деятельность которого осуществляется по нескольким направлениям: заключение договоров, соглашений о научно-техническом сотрудничестве с вузами, фирмами, организациями дальнего зарубежья в области высшего образования; прием иностранных граждан в университет на обучение и стажировку на контрактной основе; проведение на базе университета международных конференций, симпозиумов, совещаний с привлечением иностранных специалистов и ученых; размещение информации рекламного характера об университете в различных международных справочниках по высшему образованию для привлечения в университет иностранных граждан на обучение2. Эти меры привели к большей активизации международной деятельности университета, объектами которой являются учебный процесс, исследовательская деятельность, информационное обслуживание и т. д. С каждым годом возрастает количество научно-технических договоров с зарубежными вузами.

Приоритетной целью государства в области социальной сферы является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни населения вне зависимости от места проживания. Добиться выполнения этой цели в сфере образования можно только путем перехода на прямое бюджетное государственное финансирование, базирующееся на нормативах, основой которых являются государственные минимальные социальные стандарты, что будет гарантировать формирование единого образовательного пространства, обоснованного механизма вертикального и горизонтального финансового выравнивания.

Проблему уравнивания доходной базы регионов можно решить с помощью выравнивающих трансфертов. Известно несколько способов субсидирования региональных бюджетов. Один устанавливает определенный фиксированный норматив финансирования высшего образования для региональных бюджетов. Другой заключается в определении на федеральном и региональном уровнях объемов дотационных сумм на основе дифференцированных финансовых нормативов.

Существующий механизм сметного бюджетного финансирования, когда сметные назначения по статьям расходов утверждаются в размерах, не обеспечивающих даже минимальных норм жизнедеятельности образовательного учреждения, является неэффективным и необъективным. Переход к финансированию образовательного процесса на основе нормативов снизит влияние субъективных факторов в принятии решений, позволит обоснованно определить потребность учреждения в финансовом обеспечении и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы.

Основной проблемой процесса децентрализации финансирования высшей школы является значительная региональная дифференциация, обусловленная тем, что федеральный уровень управления образованием не имеет возможности осуществлять финансирование в соответствии с установленными нормами, а региональные власти не всегда отдают предпочтение расходам на образование. Поддержать возможности региональных и муниципальных бюджетов в обеспечении образовательных систем необходимыми финансовыми средствами поможет фиксация доли средств, направляемых на финансирование образования во всех видах доходов консолидированного бюджета, например, в процентах от ставок любого налога с последующим перечислением соответствующих сумм в специальные фонды.

В системе профессионального образования введение регионального компонента финансирования может привести к более тесной связи между образовательным учреждением и экономикой соответствующего региона. Этому будет способствовать введение региональных заказов (контрактов) на подготовку специалистов3. Анализ финансового положения крупнейшего вуза ПФО (Мордовского государственного университета) показал, что ряд затрат, являющихся необходимыми для организации качественного учебного процесса, университет при существующих объемах бюджетного финансирования может оплатить только за счет дополнительно зарабатываемых внебюджетных средств.

Основными направлениями финансового самообеспечения Мордовского государственного образования сейчас являются оказание образовательных услуг; научно-исследовательская, проектная, экспертно-консультативная деятельность; производственная деятельность; сдача в аренду производственных площадей и оборудования; спонсорская помощь предприятий, организаций, банков и членов попечительских советов.

Первое направление является главным источником самофинансирования. Платные (с полной компенсацией затрат) образовательные услуги осуществляются подготовительными курсами, аспирантурой, институтами и факультетами при подготовке специалистов с высшим образованием по всем контрольным цифрам и системой повышения квалификации. В университете по договорам с полной компенсацией затрат обучаются более 10 тыс. чел., из которых свыше 60 % — студенты очной формы обучения.

Большую помощь университет получает из бюджета республики и г. Саранска. В 1996 г. в бюджете Мордовии впервые выделены статьи, предусматривающие финансовую поддержку высшей школы. В 2007 г. на капитальное строительство университету из республиканского бюджета выделены 15,5 млн руб., на дополнительные стипендии студентам-сиротам — около 1,7 млн руб., на именные стипендии студентам и надбавки к стипендиям докторантов — 600 тыс. руб. Использование внебюджетных источников финансирования и поддержка республиканского бюджета позволяют качественно сохранять и развивать материально-техническую базу университета4.

Нехватка собственных финансовых ресурсов в вузе отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке. В современных условиях, когда финансирование учреждений образования ведется лишь по статьям текущих расходов, региональным и местным властям следует брать на себя часть забот о развитии системы высшего образования региона и увеличении числа студентов высших учебных заведений.

Финансовая политика региона должна быть направлена в первую очередь на обеспечение основных социально-экономических функций государственного управления, выполнение общефедеральных приоритетов экономического и социального развития на основе единой системы экономических нормативов и минимальных социальных стандартов. С помощью региональных финансов необходимо осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. При этом основным финансовым инструментом должны стать региональные программы, средства на осуществление которых формируются за счет доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц и налогов вышестоящих бюджетов5. Пример Мордовского университета показывает, что в небольших субъектах РФ с точки зрения концентрации и более эффективного использования кадрового потенциала, материальной базы, улучшения учебно-методической работы целесообразно иметь крупные государственные многопрофильные университеты, «не распыляя» средства федерального бюджета по мелким профильным вузам с контингентом обучающихся 5—10 тыс. студентов. На наш взгляд, Мордовский университет представляет наиболее эффективную для небольших и средних по размерам субъектов РФ модель регионального университета, для которого характерны полипрофильность; развитая система дополнительного образования, сопоставимая по масштабам образовательных услуг с основной деятельностью по подготовке дипломированных специалистов; система послевузовского образования, способная на 70—80 % обеспечить воспроизводство научно-педагогических кадров вуза; высокая степень концентрации научного потенциала региона.

Концепция развития высшего образования в современных условиях неразрывно связана с рынком труда, состояние которого определяется процессами, происходящими в экономике России в целом и в отдельных ее регионах. При этом в сфере экономического обеспечения высшего образования необходимы гарантированное участие государства и развитие предпринимательской деятельности вузов для привлечения дополнительных ресурсов.

В современных условиях высшие учебные заведения (центральные вузы или периферийные) вынуждены в максимальной степени использовать возможности многоканального финансирования своей деятельности. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, внебюджетные источники финансирования могут служить лишь дополнением к основным средствам, которые государство выделяет для финансирования профессионального образования. Поэтому для стабильного развития высших учебных заведений органам исполнительной и законодательной власти РФ следует обеспечить выполнение взятых на себя обязательств по финансированию вузов страны. Для этого необходимо повысить ответственность органов исполнительной власти в центре и на местах за выполнение принятых федеральных законов, указов Президента страны и постановлений Правительства РФ в области образования; разработать модель государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; внедрить механизмы, способствующие развитию экономической самостоятельности вузов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Степаненко О.Н. Финансирование науки и образования — приоритетное направление устойчивого развития экономической системы // Экономика образования. 2004. № 2. С. 15—18.

2 См.: Макаркин Н.П. Университет на стыке веков. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 266.

3 См.: Натробина О.В. Совершенствование системы финансирования образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. 37 с.

4 См.: Макаркин Н.П. Мордовский государственный университет на пороге XXI века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. С. 150.

5 Синицкая Н.Я. Финансово-экономические основы функционирования государственных вузов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2000. 26 с.

Поступила 23.09.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная