А. С. Плигузов. Некоторые проблемы развития человеческого капитала

А. С. ПЛИГУЗОВ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ПЛИГУЗОВ Алексей Сергеевич, заместитель начальника информационно-аналитического управления Администрации Главы Республики Мордовия, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: человеческий капитал; социальное иждивенчество; государственная политика; духовный потенциал; социум; цивилизация

Key words: human capital; social dependency; state policy; moral potential; society; civilisation

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Вместе с тем аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек (в отличие от станка или пакета акций) не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности в рыночном и внерыночном секторе. Доход от него может принимать денежную и неденежную формы. В результате социальные аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, требует расходов по ремонту и содержанию, может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ1.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на государственную экономическую политику государства. Благодаря этой теории изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира2.

Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль «великого уравнителя», произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью и, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам, с тем чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам.

Параметры накопления человеческого капитала зависят от коэффициента иждивенчества социума. Чем сильнее социум стремится в силу определенных исторических и социальных причин жить за счет других, тем стремительнее снижается скорость накопления человеческого капитала. К мировым кризисам приводит именно глобальное усиление иждивенческих настроений в обществе. Иждивенчество рассматривается как стремление во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счет. Это пассивная позиция потребителя, который сам не в состоянии создать или приобрести все, что ему необходимо. Это стремление обеспечить определенные жизненные параметры за счет других членов социума.

Иждивенчество — одно из проявлений индивидуализма в социуме, выражающееся в стремлении людей постоянно получать от общества, семьи, других людей материальные блага, не давая при этом ничего взамен.

В результате неправильного семейного или школьного воспитания, когда дети и подростки полностью освобождаются от посильного труда в семье, у некоторых развивается неверное представление о своих обязанностях. Возникает мнение, что о них всегда и везде должны заботиться родители, общество; появляется эгоистическое стремление жить за счет других. Самым действенным средством преодоления иждивенчества являются приобщение к труду, разъяснение трудовых обязанностей.

Формирование иждивенческой психологии во многом связано с распространением концепции общества потребления, доминирующей во многих развитых странах. Спекулятивные операции на фондовых рынках, неадекватная затратам система оплаты труда, наличие большого количества нефункциональных единиц в организациях — все это симптомы иждивенчества.

Коэффициент иждивенчества социума — сложный интегральный показатель, который рассчитывается не только как отношение работающих и неработающих членов общества. Необходимо обратить внимание на уровень профессиональной мобильности, причем не только восходящей, но и нисходящей. Большое значение имеет потребность членов социума в повышении образования (при этом есть потребность не просто учиться, но и переучиваться). При определении коэффициента иждивенчества следует оценивать наличие ежедневной потребности каждого человека в высокопроизводительном труде. Необходимо также учитывать количество выходных, праздников, характер проведения свободного времени, адекватность расходов бюджетов всех уровней и семейных бюджетов. Точное определение коэффициента иждивенчества социума невозможно без качественных социологических исследований.

Технократический подход к концепции человеческого капитала в последние годы ставит целью максимальное механическое увеличение параметров человеческого капитала социумов3. Подобные тенденции имеют циклический характер и вызваны особенностью капиталистического производства. При сознательной политике государства и крупных компаний по увеличению параметров человеческого капитала происходит изменение социальных установок социума. Появляется замкнутость исключительно на практические знания и навыки, приносящие быстрый финансовый доход; происходит изменение морально-нравственных идеалов.

Максимальное увеличение человеческого капитала как производственной единицы может приводить к сокращению духовного потенциала социума. Иждивенческие настроения, появляющиеся в обществе, бесконтрольное стремление к обогащению приводят к отстранению от духовных, семейных и традиционных ценностей. Двумя основными составляющими любого социума общества являются духовное и материальное. Большинство кризисных явлений вызвано сокращением духовной составляющей. Односторонняя ориентация только на рациональность, разрушение гармонии между духовностью и знанием, по словам И. А. Ильина, «не дает зрелости человеческому духу»4.

Разрушение цивилизаций в истории человечества часто связано с уходом в материальную, антидуховную плоскость. Знаменитый тезис «хлеба и зрелищ», который предшествовал крушению римской империи, с одной стороны, выражает приоритет иждивенческих настроений, с другой — имеет более глубокую сущность: снижение духовности до самых низменных потребностей человека. Снижение духовного потенциала отражает одну из острейших проблем советского общества. Ценности, казавшиеся незыблемыми в течение многих десятков лет в СССР, во многом утратили свое значение. Снижение влияния советской идеологии, изменение жизненного уровня населения, отсутствие стабильности в экономике, спад производства привели к формированию новой системы ценностей.

В процессе саморегулирования социума большую роль играет кризис. Его нельзя рассматривать как случайное явление в системе капиталистического хозяйства. Экономические кризисы являются его неизбежным результатом. Кризисы родились вместе с появлением господства капитала. На протяжении более чем сотни лет происходят периодические экономические кризисы, повторяясь через каждые 12—10—8 и меньше лет. Если в экономике кризис уравновешивает спрос и предложение, то в сфере ценностных ориентаций он восстанавливает баланс духовного и материального.

Человеческий капитал как запас способностей, знаний, навыков и мотиваций имеет достаточно конъюнктурный характер. Он зависит от определенной ситуации в экономике и политической сфере. Кризисный характер развития рыночной экономики говорит о необходимости предупреждения текущих кризисов человеческого капитала не только за счет прогнозов рынка труда и сферы образования, но и за счет идеологического и религиозного управления человеческим капиталом. Он подчиняется законам рынка, спроса и предложения. В связи с этим к концепции человеческого капитала применимы многие спекулятивные инструменты, ожидания на рынке, инвестиции в человеческий капитал. Усиление роли этих инструментов на рынке говорит об увеличении коэффициента иждивенчества социума.

Процесс накопления человеческого капитала носит менее управляемый и более многовариантный характер, чем процесс накопления финансового, административного или иных видов капитала. Он зависит от исторических, идеологических и административных особенностей. Параметры накопления человеческого капитала определяют конкурентоспособность общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992. 400 с.

2 См.: Смит А. Исследования о богатстве народов / пер. М. Щепкина. М.: Изд-е К.Т. Солдатенкова, 1985. 255 с.

3 См.: Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учеб. пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. С. 38.

4 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Русский колокол, 2005. С. 83.

Поступила 15.09.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная