Е. В. Головацкий. Ресурсное оснащение политических новаций: региональное измерение

Е. В. ГОЛОВАЦКИЙ

РЕСУРСНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ГОЛОВАЦКИЙ Евгений Васильевич, доцент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: политические новации; ресурсы; регион; социологическое исследование; использование ресурсов

Key words: political novelties; resources; region; sociological research; resource exploitation

Проблемы новизны в обществе занимали внимание широкого круга общественности и ученых. Уже несколько десятилетий разрабатываются различные подходы к изучению нововведений, их типологических характеристик; социальной направленности; ресурсному оснащению. Процессы освоения политических нововведений сопровождаются ресурсным оснащением, исходя из трех источников: самостоятельного пакета ресурсов; запасов, используемых при освоении новаций на конкретных территориях; модификации мобилизованных и заимствованных местных ресурсов.

В Кемеровском государственном университете кафедрой социологических наук на протяжении 15 лет изучаются проблемы оснащения и ресурсного сопровождения процессов социально-политического взаимодействия. У жителей Кузбасса уточнялись индивидуально-личностные политические ресурсы, персональные предпочтения респондентов в рейтинговой оценке первых лиц региона, выявлялись основания доверия к власти, местные инициативы, возможности самоорганизации (1995, 1997, 2003, 2006—2009 гг.).

Исследования 2006—2009 гг. выявили специфику процессов освоения новаций в регионе. Направляющая, базовая часть инновационных проектов формируется и регулируется властной инициативой сверху. Успешность освоения нововведения в обществе во многом определяется региональной спецификой, территорией освоения нового: проявления инициативы населения, предлагающего проекты глубокой коррекции; межрегиональное заимствование; частные инициативы на местах; копирование эффективных проектов и технологий даже в поверхностной, атрибутивной форме.

Ресурсное сопровождение политических нововведений представляет собой процесс, где в распоряжении сторон, имеющих отношение к нововведениям, находятся насыщенные ресурсами пространства, а также отдельные со скудными ресурсами территории. Сложившиеся в регионе социальные связи и отношения, самобытный образ жизни, маргинальные механизмы социокультурных взаимодействий могут вызывать напряженность в процессе освоения нововведений на локализованных территориях. Это относится и к политическим нововведениям. Еще не реализованные механизмы и отношения по поводу политических нововведений находят некое пространственно-временное закрепление и приобретают различные формы ресурсного оснащения.

В современных исследованиях отмечается существенная, а зачастую доминирующая роль информационных ресурсов1. Иногда инновационные проекты, находясь на стадии проверки, получают значительную информационную поддержку «авансом» в залог будущей работоспособности и пригодности. Региональные СМИ, как правило, осуществляют своеобразное «отзеркаливание» основной содержательной части новых проектов с акцентом на региональные перспективы.

Использование и освоение нововведений мы связываем со спецификой региональных расстояний, практикой использования собственных (местных) возможностей, социальными трансфертами и заимствованиями. Инициаторы нововведений имеют возможность выбирать источники ресурсного оснащения: спонсорская поддержка, собственные возможности и ресурсы, кооперируемые средства, заимствуемые, комбинируемые (свои-местные, свои-«чужие»-местные и др.), ресурсы в качестве трансфертов на территорию или под обеспечение реализации проекта. Формирование запасов ресурсов на территории также не рассматривается в качестве однонаправленного процесса. Возможны выбор и комбинации, тандемные блоки ресурсов, исключения и пр. С точки зрения результативности используемых ресурсов для нововведений можно учитывать роль инициативных проектов и возможности самоорганизации населения на местах. В социологии это направление получило широкое развитие, в частности, в рамках социологии организаций, социологии территорий (города и деревни), социологии повседневной жизни и т. д.

Ресурсы обеспечения нововведений формируются с учетом масштаба территории и основных ее социально-демографических показателей. Однако в условиях активного продвижения нововведений либо в условиях нестабильности может осуществляться дополнительная концентрация ресурсов. Это «проблемное поле» может вмещать значительное количество дополнительных средств и субъектов взаимодействия, призванных своим действием или бездействием содействовать достижению определенной цели. Примером этого являются забастовки шахтеров в Кузбассе (1990-е гг.), которые вместе с «бездействующими» железнодорожниками и молчаливо демонстрирующими социальную незащищенность госбюджетниками показали возможности совместного использования социальных, экономических и политических ресурсов в регионе.

Ресурсы в регионе формируются с учетом наличных возможностей. Для инициаторов нововведений часть ресурсов территории всегда является закрытой или используемой ограниченно, так как сложно учитывать многообразие интересов и устремлений местного населения. Для более качественной диагностики готовности к нововведениям особое значение имеют показатель времени, адаптивные возможности населения и готовность новаторов учитывать эти параметры. В Кузбассе весьма эмоционально воспринимаются индивидуально-личностный компонент взаимодействия, общинность, персонификация ролей.

Следует иметь в виду, что результаты нововведений не всегда совпадают с декларируемыми целями. «Внешние проявления проблем общественных изменений состоят в том, что современные научные, проектно-программные и управленческие подходы не применимы к решению задачи осуществления целенаправленных и осмысленных изменений общественного устройства. Именно поэтому проекты и планы осуществления изменений, как правило, приводят к другому, нежели планировалось, результату»2. Важными остаются проблемы соблюдения интересов населения региона, снижения уровня социальной напряженности. В связи с этим научно и практически значимыми становятся социологические исследования ресурсного оснащения регионов.

Кафедрой социологических наук Кемеровского государственного университета в мае—июне 2009 г. проводился очередной мониторинговый замер «Кузбасс как место жительства». Объем выборки составил 1 010 чел. Оценивалось отношение населения к изменениям, происходящим в регионе, а также диагностировались ожидания и будущие угрозы. Результаты исследования показывают присутствие устойчивого интереса населения к социально-политическим событиям международного, федерального и регионального масштабов. Среди известных политических деятелей респонденты выделяют фигуры В. В. Путина, А. Г. Тулеева и Д. А. Медведева. Вторую группу составляют известные государственные и политические деятели (С. Б. Иванов, В. В. Жириновский, С. М. Миронов, С. К. Шойгу и др.). Региональный политический истеблишмент практически не персонифицируется, при этом отмечаются пожелания и требования населения к региональной власти. В ответах респондентов проявляются скорее опасения по поводу своего будущего, чем призывы к активным и тем более асоциальным действиям.

Источниками политической информации для опрошенных главным образом являются телевидение, печатные СМИ (преимущественно центральные издания), а также публичные выступления. Свыше 90 % респондентов не состоят ни в одной политической партии и при этом в ближайшее время не планируют в них вступать. В отношениях с властью респонденты в большинстве случаев выбирают тактику «не вмешиваться в дела властей».

Изучив и проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу о необходимости сопровождения мобильной части политических ресурсов в регионе. Насыщенность нововведений вопросами местной проблематики может являться необходимым условием для успешного освоения политических нововведений на территории. Анализ конкретных ситуаций, их детализация позволяют избегать значительных расходов местных ресурсов, способствуют созданию инновационных проектов «под ключ».

Ресурсное оснащение политических нововведений — процесс необходимый, но зависимый от ряда региональных особенностей, которые, на наш взгляд, рациональнее учитывать инициаторам нововведений, чем избегать и активизировать дополнительные запасы, особенно применительно к сложившимся кризисным явлениям в мировом сообществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. 431 с.

2 Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Этюды по социоинженерии: от утопии к организации / под ред. В.М. Розина. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 45—62.

Поступила 14.07.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная