М. М. Гудов, Э. Р. Цулая. Оценка характера развития социальной инфраструктуры села региона
М. М. ГУДОВ, Э. Р. ЦУЛАЯ
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА РЕГИОНА
ГУДОВ Михаил Михайлович, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
ЦУЛАЯ Эка Ревазиевна, аспирант кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: социальная инфраструктура села; демографические показатели; благосостояние; жилищный фонд; образование; учреждения культурного назначения; здравоохранение; транспортная доступность; связь
Key words: rural area social infrastructure; demographic indices; prosperity; housing stock; education; cultural institutions; public health care; transport availability; communication
Характер трансформационных преобразований социально-экономической системы России в условиях кризиса с еще большей актуальностью выдвигает проблемы обеспечения государственных гарантий перед гражданами. В этом контексте необходим анализ функционирования институтов, посредством которых государство реализует свои социальные функции.
Роль социальной инфраструктуры определяется участием ее отраслей и видов деятельности в создании условий, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала, рабочей силы, личности. Развитие отраслей социальной инфраструктуры направлено на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Социальная инфраструктура призвана решать проблемы обеспеченности населения качественным жильем; создавать социокультурную сферу жизнедеятельности человека; улучшать экологические условия жизни и труда; повышать профессиональный уровень работников как базу роста производительности труда, объемов товаров и услуг; осуществлять социальную защищенность населения.
Особая необходимость в формировании и наличии таких условий существует в сельских территориях страны. Дело в том, что рыночная трансформация национальной экономики и аграрной сферы не привела к такому состоянию АПК, которое позволило бы объединить процессы его роста и повышения степени социального обустройства сельского населения в единую систему.
Эффективное управление социальным развитием сельских территорий невозможно без комплексной оценки социального положения сельского населения, одним из ключевых этапов которого является определение степени обеспеченности жителей услугами и объектами социальной инфраструктуры.
Существуют различные методологические подходы к оценке уровня обеспеченности сельских жителей объектами социальной инфраструктуры и уровня достаточности оказываемых ими услуг. Основой нашей оценки является система статистических показателей, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития1. Алгоритм анализа, объектом которого является социальная инфраструктура села Республики Мордовия, представляется следующим образом: оценка демографической ситуации —> уровня благосостояния жителей —> состояния жилищного фонда — работы учреждений образования, культуры, здравоохранения — транспортного сообщения и связи.
Обращаясь к вопросу о численности сельского населения Мордовии, следует отметить, что данные официальной статистики указывают на ярко выраженную тенденцию к его сокращению. Только за период 2000—2008 гг. произошло сокращение численности населения, в том числе и сельского, на 9 %, хотя его доля в общей численности населения, начиная с 2000 г., остается стабильной и, по нашим расчетам, не выходит за рамки 40—41 %2. Миграционные настроения населения Мордовии свидетельствуют о непривлекательности сельских территорий республики для постоянного проживания и работы. В 2002 г. впервые средний размер сельской семьи в республике стал меньше, чем городской, и составил 2,5 чел., в то время, как по оценкам исследователей, для расширенного воспроизводства сельская семья должна иметь 4—5 детей3.
Неблагоприятные демографические процессы отчасти обусловлены недостаточной материальной обеспеченностью сельских жителей республики, уровень благосостояния которых не в лучшую сторону отличается от уровня благосостояния жителя, занятого в других секторах экономики. Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что Мордовия в 2007 г. вышла на 1-е место по уровню среднемесячной зарплаты в сельском хозяйстве в ПФО — 5 192 руб.4 Несмотря на то, что республика опережает не только Ульяновскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую области, Башкортостан, но даже и богатый Татарстан, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве отстает от среднероссийского уровня на 16 %. Если говорить о качестве значения этого показателя, то оно вызывает большую озабоченность. В связи с этим правомерно указать на то, что 70 % в 2007 г. от всей просроченной задолженности по заработной плате в Мордовии приходились именно на сельское хозяйство5.
Гораздо более объективную информацию может дать соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума. И в этом случае мы можем наблюдать, что среднемесячная заработная плата сельского жителя впервые пересекла установленный прожиточный минимум в 2003 г. и на конец 2007 г. на 65 % превысила его установленное значение, в то время как рекомендуемое соотношение этих показателей составляет 7,5—8,06.
Оценка уровня благосостояния напрямую связана с блоком показателей, характеризующих состояние жилищного фонда села. Растущий год от года в Мордовии сельский жилищный фонд целесообразно охарактеризовать не только с точки зрения увеличения квадратных метров, но и уделить внимание качеству используемого жилищного фонда. Согласно данным выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, причиной недовольства жилищными условиями сельских жителей России в 66,2 % случаев является ветхое жилье, требующее капитального ремонта (36,7 % случаев у горожан). Оставляет желать лучшего и обеспеченность жилья инженерными видами благоустройства7.
Практически по всем статьям обеспеченность жилищного фонда инженерными видами благоустройства в разы уступает обеспеченности городского. От 60 до 90 % площадей сельского жилищного фонда не оборудованы водопроводом, центральным отоплением, канализацией, горячим водоснабжением. По этому блоку показателей положение сельского населения существенно хуже городского. Лишь только по газооснащенности территорий сёла Мордовии сильно отличаются со знаком «плюс» от среднестатистической российской деревни.
Наряду с уровнем благосостояния и жилищными условиями важная роль в социальной инфраструктуре села отводится возможности использования объектов здравоохранения, образования, культуры и пр. В связи с этим важна характеристика ситуации, сложившейся в сфере образования в сельской местности. Данные официальной статистики о состоянии сферы дошкольного образования на селе позволяют сделать вывод, что в период за 2002—2008 гг. прослеживается устойчивая тенденция уменьшения количества дошкольных учреждений в сельской местности (на 5,6 %). Отчасти это вызвано тем, что на 100 мест приходятся не более 80—90 детей8.
Аналогичная ситуация наблюдается в общеобразовательных учреждениях. За тот же период начальных школ стало меньше на 23 %, при этом все большую долю занимают учебные учреждения с минимальной численностью учащихся. За счет закрытия малокомплектных школ в сельской местности количество учреждений на начало 2008/09 учебного года уменьшилось на 273 ед. по сравнению с 1995/96 учебным годом9.
Характеризуя степень развитости учреждений образовательной сети в сельской местности республики, необходимо отметить, что сокращение общего количества школ и учреждений дошкольного образования происходит в связи со
сложившейся демографической ситуацией. Однако закрытие малокомплектных школ может привести к еще большему оттоку населения из сельских районов республики, так как является очевидным желание родителей дать возможность ребенку получить качественное образование в школе, находящейся в селе проживания.
Большую роль в жизни человека, организации его досуга и борьбы с асоциальным поведением населения играет возможность организовать свое свободное время в соответствии с духовными потребностями личности. Поэтому является важным наличие на сельской территории учреждений культурного назначения. Статистические данные свидетельствуют о том, что более 80 % библиотек и клубных учреждений в республике приходится на сельскую местность, однако их количество постепенно уменьшается. Если в 2008 г. 85 % республиканских библиотек располагалось в сельской местности, то на них приходились лишь 58 % общего библиотечного фонда. Количество клубных учреждений на селе сократилось с 591 в 2002 г. до 551 в 2008 г. Это также вызывает озабоченность, так как строительство новых объектов подобного типа за последние 6 лет не велось ни в одном районе республики10.
Оценивая возможность сельского жителя пользоваться услугами социального характера, нельзя не коснуться вопросов сети учреждений здравоохранения. Вызывает озабоченность сокращающееся год от года количество больниц, поликлиник, фельдщерско-акушерских пунктов на селе. Очевидно, что потребность сельского населения в медико-социальном обслуживании увеличивается из-за старения населения, ослабления помощи пенсионерам со стороны сельскохозяйственных предприятий. Для села также важно, что система медицинского обслуживания ориентируется не только на лечение, но и на профилактику заболеваний.
Несмотря на то, что в последние годы смертность на селе уменьшается, заболеваемость сельского населения, согласно данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, за 2002—2007 гг. возросла на 11 %. При этом численность лиц, поступивших в больничные учреждения, за тот же период сократилась на 15 %. В некоторых случаях это может говорить о необеспеченности населения больничными койками или недоступности медицинских услуг. Доказательством этого служит также наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения количества коек. За исследуемый период количество коек в сельских районах республики уменьшилось на 1 329, или на 27 %. Естественно, это отразилось на обеспеченности больничными койками всего населения11.
Сокращение учреждений здравоохранения и количества коек в сельской местности республики усугубляется сложной транспортной доступностью территорий, так как в большинстве случаев больному приходится как минимум обращаться в центральную районную больницу, а в худшем — добираться в город. Несмотря на то, что дорожное строительство в республике идет ускоренными темпами, продолжает ухудшаться ситуация доступности сельской местности. Наряду со снижением количества пригородных и междугородных маршрутов сокращается частота их рейсов, а доступность некоторых сельских поселений железнодорожным транспортом обеспечивается лишь по выходным12.
В такой ситуации особо важной для жителя села становится возможность поддерживать связь с родными и близкими, не находиться в информационной изоляции. Официальные статистические данные показывают нам устойчивую положительную динамику развития сети общего пользования. Количество телефонных аппаратов в сельской местности за 2002—2007 гг. выросло на 54,6 %, количество домашних телефонных аппаратов — на 59,5 %, таксофонов — более чем в 50 раз. Однако эти же данные говорят о том, что к 2006 г. менее 20 % сельских семей имели домашний телефон, лишь в 2007 г. каждый населенный пункт стал обеспечен таксофоном, до этого периода в среднем 1 таксофон приходился на 22 населенных пункта12. Исследование сельских домохозяйств, проводимое Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, позволило выявить, что на 100 домохозяйств приходятся 99 сотовых телефонов, и это худший показатель в ПФО13.
Таким образом можно констатировать, что многие показатели степени развитости социальной инфраструктуры сельской местности, хотя и отличает положительная динамика, однако ее нельзя сопоставить с городскими населенными пунктами по благоустроенности и возможностям пользования объектами социальной инфраструктуры. Сравнение сельских территорий с городами республики по многим параметрам не в пользу первых. Это будет являться причиной дальнейшего оттока населения из села в город.
Вышесказанное позволяет поставить под сомнение эффективность программ социального развития села, несмотря на то, что в последнее время на эти цели выделяются значительные средства.
Для преодоления перечисленных негативных тенденций в социальной сфере села и улучшения показателей, характеризующих его социальную инфраструктуру, необходимо решение ряда задач: борьба с бедностью и обеспечение занятости населения на селе; недопущение физического разрушения уже имеющихся объектов социальной инфраструктуры и стимулирование создания новых; стимулирование заинтересованности предпринимательского сектора в развитии социальной сферы села; перераспределение в пользу села бюджетных средств, направляемых на развитие социальной сферы; обеспечение достаточности финансирования и контроля целевого использования выделяемых средств.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Корбуг Л.С. Проблемы статистического наблюдения за развитием сельских территорий // Вопросы статистики. 2008. № 3. С. 28—32.
2 См.: Мордовия: официальное издание. Саранск, Мордовиястат. 2008.
431 с.
3 См.: Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона // Экономист. 2007. № 4. С. 94—96.
4 См.: Население. Уровень благосостояния. Заработная плата. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www. gks.ru (дата обращения: 26.03.2009).
5 См.: Мордовия: официальное издание ...
6 См.: Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке ...
7 См.: Население. Уровень благосостояния. Заработная плата ...
8 См.: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Мордовия / Мордовиястат. Саранск, 2009. 162 с.
9 Там же.
10 Там же.
11 См.: Мордовия: официальное издание ...
12 См.: Транспорт и связь Республики Мордовия / Мордовиястат. Саранск, 2008. 56 с.
13 См.: Основные показатели выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по отдельным регионам Поволжского федерального округа за 2007 год / Мордовиястат. Саранск, 2008. 66 с.
Поступила 27.03.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная