3. А. Шарафутдинова. Рентные отношения в землепользовании региона

3. А. ШАРАФУТДИНОВА

РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ РЕГИОНА

ШАРАФУТДИНОВА Зульфия Альбертовна, младший научный сотрудник сектора региональной экономики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук.

Ключевые слова: земельные отношения; земельный налог; арендная плата; земельная рента; абсолютная рента; дифференциальная рента I и II

Key words: land relations; land tax; rent; land rent; absolute rent; differentiated rent of types I and II

Реформирование земельных отношений на современном этапе экономических и социальных преобразований в России предполагает формирование многоукладного платного землепользования. Передел земельной собственности стал необходим для преодоления проблем, возникших в аграрном секторе экономики, в особенности в сфере землепользования. Поскольку земельные отношения характеризовались бесплатностью, государственной монополией на землю, землепользователи не были заинтересованы в ответственном к ней отношении, повышении ее плодородия. Это выражалось в низкой эффективности хозяйствования.

Попытка изменить эту ситуацию была предпринята при создании основ нового земельного строя с ликвидацией государственной монополии на землю, осуществлением перехода к многообразию форм земельной собственности, проведением бесплатного перераспределения земли в пользу граждан, введением платного землепользования.

В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев.

Бесплатная приватизация земель сельскохозяйственного назначения обеспечила наделение сельскохозяйственными угодьями только граждан. Организации, созданные на базе бывших колхозов и совхозов, оказались без земли. Они должны были сформировать земельные ресурсы заново, привлекая участки и земельные доли, находящиеся в собственности граждан и государства.

В Республике Башкортостан за последние годы в основном решена задача перераспределения земель для обеспечения условий равноправного развития всех форм хозяйствования. Земельный фонд республики в 2008 г. составлял 14 294,7 тыс. га. Социально-экономические преобразования привели к значительным изменениям в структуре земельного фонда. Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в структуре земельного фонда республики, составляет 84,2 %, или 12 029,9 тыс. га. В собственности граждан находятся 2 263,6 тыс. га, или 15,8 %, земельного фонда республики, а в собственности юридических лиц — 1,2 тыс. га.

Из 2 264,8 тыс. га земель, находящихся в частной собственности, 2 216,5 тыс. га (97,9 %) приходятся на земли сельскохозяйственного назначения. В 2008 г. доля этих земель составила 2 216,4 тыс. га (28,7 %), в собственности юридических лиц — 0,1 тыс. га (0,001 %). Оставшиеся 5 517,1 тыс. га земель этой категории предоставлены гражданам и юридическим лицам в пожизненное наследуемое владение, постоянное и срочное пользование1. Таким образом, значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находится в руках частных землепользователей, на которых в первую очередь направлено регулирующее воздействие земельно-имущественных преобразований.

Несмотря на то, что проводимая земельная реформа обеспечила формирование многоукладности в сельском хозяйстве, переход земель к эффективно хозяйствующим землепользователям осуществляется медленно. Так, в Башкортостане сохраняется тенденция изъятия продуктивных земель из сельскохозяйственного оборота. С 2005 по 2008 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 6,4 тыс. га. Наиболее ценная составляющая сельскохозяйственных угодий (пахотные земли) за этот период уменьшилась на 7,5 тыс. га. Продуктивные сельскохозяйственные земли передавались под застройку, размещение транспортных коммуникаций, для промышленного и внутрихозяйственного строительства и т. п.2

Серьезной проблемой землепользования является обостряющееся противоречие между интересами землепользователей и возможностью сохранения полезных свойств земельных ресурсов. О масштабах и остроте этой проблемы свидетельствует анализ состояния земельных ресурсов, проведенный в рамках Республиканской целевой программы «Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001—2005 годы». Так, уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов республики превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Значительную опасность представляют эрозия почв (4,7 млн га, или 64 % сельхозугодий; 1,4 млн га эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряются около 0,6 т гумуса на 1 га, на черноземных почвах — до 0,9 т), повышенная кислотность почв (1 446 тыс. га), заболачивание и переувлажнение земель (206 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 % их площади), техногенное загрязнение земель. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования земельных отношений в Башкортостане.

Анализ современного состояния АПК позволяет сделать вывод, что ухудшение качества земли, а также снижение плодородия почвы за последние годы связаны не столько с переходом к многообразию форм собственности, сколько с возникающими противоречиями между собственниками земли и хозяйствующими на ней субъектами по поводу присвоения получаемого дохода.

По мнению С. И. Сая, земельный фонд участвует в общественном воспроизводстве одновременно в качестве природного фактора и товара. Соответственно, общественные интересы в отношении земли можно условно разделить на две группы: интересы по поводу эффективного освоения природных свойств земельного ресурса и интересы по поводу товарно-денежных параметров земельной собственности. В рыночной экономике земля приобретает форму товара и может служить объектом имущественных сделок, результаты которых в той или иной мере способны ущемить интересы других людей и общества в целом. Поэтому введение рыночных отношений предъявляет повышенные требования к системе государственного учета и регистрации земельных участков, контролю за их правовым статусом и действующими обременениями, оборотом земли и ее рациональным использованием. Последнее предполагает, что часть дохода, который способен генерировать земельный участок в силу своего местоположения, природных свойств и улучшений, не обусловленных хозяйственной деятельностью владельца, может служить источником удовлетворения общественных потребностей в виде рентных платежей3.

Чтобы интересы общества и землевладельца совпадали и были ориентированы на эффективное использование земельных ресурсов, необходимо установление обоснованной величины земельного налога и арендной платы на рентной основе.

Рента как экономическая категория является результатом функционирования системы экономических отношений рыночного хозяйства. Присвоение ренты — экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность. Рента сложна по своей структуре и состоит из абсолютной и дифференциальной ренты I и II. Абсолютная рента порождена монопольным правом на землю как объект собственности. Собственник при этом несет издержки по соблюдению юридических процедур и поддержанию права собственности, а также выплачивает налоги. Источником дифференциальной ренты является разная производительность труда работников, обусловленная объективными обстоятельствами (плодородием и технологическими свойствами земельных участков). Величина дифференциальной ренты определяется как разница между общественной стоимостью и индивидуальными затратами на производство сельскохозяйственных продуктов.

Различают две формы дифференциальной ренты. Основой возникновения дифференциальной ренты I выступают различия в естественном плодородии земли и природно-климатических условиях производства, а также различия в местоположении. Соответственно, различают дифференциальную ренту I по плодородию и дифференциальную ренту I по местоположению.

Условием образования дифференциальной ренты II являются различия в производительности труда в результате добавочных вложений в производство. Она представляет собой доход хозяйств, ведущих более интенсивное производство. В результате внедрения новой техники и новых сортов растений, интенсивных технологий, биотехнологий, повышения культуры земледелия происходит повышение экономического плодородия земли. Таким образом, дифференциальная рента II появляется в условиях интенсификации производства4.

Земельный налог, арендная плата и земельная рента как экономические категории тесно взаимосвязаны. Широко обсуждаются вопросы обеспечения рационального распределения, перераспределения и использования рентных доходов в соответствии с их экономической сущностью и функциональным предназначением. Часть ренты можно оставлять в распоряжении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов, а также интенсификации производства. В виде налога предлагается изымать только дифференциальную ренту I, а дифференциальную ренту II оставлять в распоряжении трудовых коллективов. Однако можно в форме земельного налога изымать всю сумму ренты.

Для обеспечения наиболее эффективного использования земли, преодоления дифференциации доходов, недопущения образования латифундий и класса рантье система налогообложения земли должна быть построена следующим образом. Если собственник земли является одновременно и производителем сельскохозяйственной продукции, то возможно оставление ему абсолютной, дифференциальной ренты II, а также средней нормы прибыли. Абсолютная рента должна доставаться ему как землевладельцу в качестве формы экономической реализации земельной собственности. Дифференциальная рента II должна оставаться у него как у производителя в соответствии с ее функциональным предназначением. В этой ситуации у собственника должна изыматься только дифференциальная рента I. Эта часть ренты составит основу земельного налога. Если собственник сельскохозяйственной земли сам не использует эту землю, а сдает ее в аренду или пользование, то после уплаты в бюджет земельного налога в виде дифференциальной ренты I ему останется абсолютная рента.

Согласно Налоговому кодексу РФ, организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога5. Землепользователи и землевладельцы владеют и пользуются земельными участками в отличие от арендаторов бессрочно или пожизненно. Но сущность земельных отношений при аренде у землепользователей, землевладельцев с государством одинакова и характеризуется разъединением земли в качестве объекта собственности и объекта хозяйствования. Кроме того, экономическая сущность платежа арендатора, землевладельца и землепользователя одинакова — абсолютная рента и дифференциальная рента I. В этом случае платеж, уплачиваемый землевладельцами и землепользователями, можно обозначить как арендную плату. После ее уплаты у этих участников земельных отношений остаются средняя норма прибыли и дифференциальная рента II.

Система налогообложения земли в сельском хозяйстве, обусловленная различиями в доходах в форме земельной ренты, связанной с качеством и местоположением земельных участков, эффективностью добавочных вложений в землю, будет стимулировать рациональное использование земли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2008 году. Уфа: Изд-во «Мир печати», 2009. С. 196.

2 Там же.

3 См.: Сай С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования // Общество и экономика. 2001. № 7—8. С. 170—182.

4 См.: Петров В.И. Оценка стоимости земельных участков: учеб. пособие / под ред. М.А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007. С. 139.

5 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2009. C. 723.

Поступила 31.08.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная