Р. Г. Сабиров. Геополитическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе и проблемы обеспечения безопасности в Республике Казахстан

Р. Г. САБИРОВ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

САБИРОВ Радик Газимович, начальник военной кафедры Казанского государственного технологического университета.

Важным фактором при решении задач обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) является сложная военно-политическая обстановка, обусловленная его географическим положением, современной геополитической ситуацией, последними внутриполитическими событиями в ряде стран, входя щих в данный регион. Большое влияние на ситуацию оказывают также пересекающиеся здесь политические и экономические интересы ведущих мировых держав. Распад СССР и социалистического содружества, «…положивший конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря, по времени совпал с началом широкомасштабных качественных изменений в геополитической структуре»1 стран ЦАР.

В государствах Центральной Азии обостряется борьба за перераспределение интенсивно расходуемых природных и прежде всего энергетических ресурсов, сфер влияния и транспортных пото ков. Наиболее привлекательной для ведущих стран мира в этом контексте выглядит территория Республики Казахстан. «…Казахстан потенциально является плацдармом для укрепления своих геополитических позиций в регионе, …важным источником энергоресурсов, особенно принимая во внимание нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке»2.

По объему запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Обстановка в Республике Казахстан продолжает оставаться стабильной. Во внешней политике существуют проблемы совместного использования водных ресурсов с Узбекистаном и Киргизией, неопределенность демаркации государственной границы с Россией, Узбекистаном, Туркменией и Киргизией.

Политика руководства Казахстана направлена на увеличение потока иностранных инвестиций в страну. Основным инвестором в последнее время являются США, вложившие более 5 млрд дол. в его экономику и планирующие в период до 2010 г. предоставление инвестиций в нефтегазовую отрасль до 200 млн дол. Усиление экономического влияния Запада на страну, в частности Турции, может привести к тому, что в регионе может сложиться новая «южная ось», отрезающая Россию от перспективных рынков сбыта.

Военная политика Казахстана ориентирована на создание немногочисленных по составу, но хорошо оснащенных вооруженных сил. Военная доктрина республики определяет сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности, подтверждает принципиальную приверженность политическим способам разрешения государственных противоречий и конфликтов.

Центральная Азия вызывает стратегический интерес со стороны США, Китая, России и других государств. Особое внимание проявляют США, обладающие значительными финансовыми ресурсами и потенциалом влияния на международное сообщество. Штаты рассматривают Центральную Азию как оформившуюся зону своих национальных интересов, поэтому предпринимают значительные усилия по развитию сотрудничества с Казахстаном. «…Вашингтон заинтересован в сотрудничестве с Астаной на взаимовыгодных условиях особенно в нефтяном бизнесе и военно-технической сфере»3.

В свою очередь Китай с начала 90-х гг. ХХ в. целенаправленно про двигается в Центральную Азию. С 1993 г. КНР является крупным импортером нефти, а успешные реформы китайской экономики все больше усиливают ее зависимость от энерго поставок. Отсюда и проявление интереса к разведке запасов нефти в Казахстане.

 

 

Общность интересов КНР и стран региона привела к подписанию в 1996 г. между Россией, Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы», в 1997 г. — «Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы». Дальнейшее развитие отношений в регионе способство вало образованию Шанхайской пятерки, которая затем трасформировалась в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Пекин рассматривает ШОС как надежный инструмент укрепления региональной безопасности развития многосторонних отношений.

Можно сказать, что «…организация может составить основу системы коллективной безопасности всего Центрально-Азиатского региона, органично вписаться в другие региональные организации, действующие в тесном сотрудничестве с ООН»4. КНР укрепляет сотрудничество с Россией и Республикой Казахстан и другими странами региона не только по линии спецслужб, но и министерств обороны. Доказательством тому служат успешно проведенные многосторонние совместные военные учения «Антитеррор» с участием Китая, России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, показавшие, что «…у многих армий мира сегодня общие угрозы, среди которых терроризм и экстремизм занимают далеко не последнее место»5.

В настоящее время усилия Китая направлены на укрепление безопасности в ЦАР, так как это отвечает его интересам и соответствует новым направлениям политики национальной безопасности. Проникновение в Казахстан США Пекин воспринимает не только как фактор обострения экономической конкуренции, но и как попытку военно-политического и экономического сдерживания Китая. Что касается России, то китайская дипломатия исходит из призна ния традиционных политических и экономических интересов северного соседа в регионе и его ведущей роли в сфере региональной безопасности.

Российское направление во внешней политике Республики Казахстан всегда являлось одним из важнейших в силу геополитического сосед ства, политического веса в системе международных отношений, экономического потенциала Российской Федерации и др. Традиционные позиции России в Казахстане базируются на факторах, имеющих долговременный характер и определяемых такими категориями, как география, геополитика и история, также их объединяет историческая общность, духовные, культурные межличностные связи.

Российский фактор во многом определяет внешнеполитическую ситуацию вокруг Казахстана на регио нальном и международном уровнях. Особое место Россия зани мает в военно-политической сфере, выступая как фактор и гарант региональной безопасности. Важно то, что Казахстан является не ставкой во внешней политической игре, а фактором геополитики России. Очевидно также, что характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе будет определяться новой усложнившейся геопо литической ситуацией в регионе Центральной Азии, которая сформиро валась в результате антитеррористической операции в Афганистане и американского военно-политического присутствия в регионе.

Превращение Центрально-Азиатского региона в новое поле полити ческой и военной конфронтации противоречит интересам России и несет прямую угрозу ее безопасности. Для России важно, чтобы ЦАР был зоной стабильного динамичного развития, не отягощенной какими-либо внутренними или внешними очагами напряжен ности, открытой для взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому РФ концентрирует свои усилия на ключевых направлениях, в первую очередь на обеспе чении региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии. Это способствует укреплению стабильности и безопасности в Республике Казахстан, созданию благоприятных условий для подъема ее экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М., 2007. С. 431.

2 Поле битвы — Центральная Азия // Красная звезда. 2006. 17 мая.

3 Ненапрасные опасения // Армейский сб. 2006. янв. С. 9.

4 Клименко А. Ф. Интеграционные процессы в Азии и безопасность в регионе // Военная мысль. 2003. ¹ 6. С. 27.

5 Литовкин В. Бросок на Чебаркуль // Независ. воен. обозр. 2007. ¹ 25. 3—9 авг.

Поступила 18.07.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная