С. И. Григашкина. Концепция развития муниципального образования как инструмент стратегического планирования

С. И. ГРИГАШКИНА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ГРИГАШКИНА Светлана Ивановна, старший преподаватель кафедры экономики Беловского института Кемеровского государственного университета, кандидат экономических наук.

Важнейшим элементом стратегического развития города является Концепция социально-экономического развития муниципального образования, являющаяся составной частью программы его комплексного развития. Концепция развития муниципального образования — документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15—20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни поселения, района, города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта РФ, на территории которого они находятся1.

Концепция социально-экономического развития г. Полысае-во Кемеровской области разработана до 2021 г. и основывается на ряде принципов, главными из которых являются целенаправленность, комплексность, эффективность, преимущественно социально ориентированное развитие, управляемость, профессионализм, гласность, баланс интересов.

Принцип целенаправленности является исходным звеном разработки концепции социально-экономического развития и представляет собой обоснование системы перспективных целей развития муниципального образования. Комплексность представляет собой совокупность условий, факторов, ограничений внешнего и внутреннего характера, оказывающих влияние на развитие муниципального образования. Принцип эффективности означает, что в результате реализации Концепция социально-экономического развития должна иметь экономическую эффективность и не носить затратного характера. Социально ориентированное развитие направлено на приоритет целей, связанных с улучшением качества жизни населения муниципального образования. Принцип управляемости предполагает создание соответствующего организационного аппарата и инструктивных документов, регламентирующих порядок проведения и ответственность участников реализации Концепции социально-экономического развития. Профессионализм означает, что участники реализации Концепции обладают необходимой квалификацией, позволяющей эффективно решать поставленные перед ними цели и задачи. Гласность предусматривает необходимость привлечения к рассмотрению и принятию Концепции социально-экономического развития ученых и специалистов, представителей различных профессиональных групп, общественности, информирование населения о ходе программных мероприятий. Принцип баланса интересов предусматривает обеспечение заинтересованности в реализации программы властных структур, местного сообщества, крупного и малого бизнеса.

Рейтинговая оценка уровня социально-экономического развития территории Кемеровской области, рассчитанная областным Комитетом госстатистики, показывает, что г. По-лысаево занимает в расчете на душу населения по обороту розничной торговли 20-е место, объему реализации платных услуг населению 20-е, вводу жилья 15-е, уровню среднемесячной заработной платы одного работающего 2-е, удельному весу убыточных организаций 3-е, численности безработных в процентах к трудоспособному населению 9-е, отсутствие просроченной задолженности по заработной плате 1-е, обороту организаций 9-е, добыче угля 5-е, объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в сфере добычи полезных ископаемых 8-е, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 16-е место.

Оценка исходной социально-экономической ситуации и условий развития позволяют выделить конкурентные преимущества муниципального образования, условно объединенные в группы. Первая — географическое положение и природные условия. Это близость к административному центру Кемерово, наличие автодороги областного значения Кемерово—Новокузнецк, прохождение через территорию города автомобильных дорог областного значения с выходом на Новосибирскую область, Алтай и Алтайский край, наличие в г. Полысаево значительных запасов угля. Вторая — демографический потенциал и рынок труда. Здесь следует отметить высокую среднюю заработную плату по сравнению с другими муниципальными образованиями Кемеровской области, увеличение заявленной потребности в кадрах рабочих профессий предприятиями и организациями, стремление жителей города дать своим детям достойное образование, желание получать образование, в том числе высшее профессиональное, на территории города. Третья — благоприятная экологическая обстановка (в пределах нормы уровень радиации). Четвертая — инженерная инфраструктура и обеспеченность жильем: необходимо отметить наличие в городе практически всех элементов инфраструктуры, за исключением стационарного газообеспечения, а также выше среднеобластного уровня обеспеченность населения жильем. Пятая — производственный потенциал: имеют место тенденция устойчивого роста промышленного производства, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса, сокращение удельного веса убыточных предприятий, наличие признаков развития сферы бытового обслуживания (придорожный сервис общественного питания, кафе, в том числе безалкогольные, расширение ассортимента бытовых услуг). Шестая — перспективы экономического развития и благоприятный инвестиционный климат: экономическое положение города достаточно стабильно. Положительна динамика основных социально-экономических показателей развития.

Город обладает достаточно высокой инвестиционной привлекательностью с точки зрения его близости к областному центру, наличия свободных промплощадок для развития малого бизнеса, площадок с готовой инженерной коммуникацией для жилищного строительства.

Исходя из оценки исходной социально-экономической ситуации и условий развития г. Полысаево, основной целью социально-экономического развития является создание социально комфортных условий для развития бизнеса и жизни населения. Под социально комфортными условиями мы понимаем возможность осуществлять инвестиционную деятельность, эффективно работающую систему социальной защиты, расширенное воспроизводство трудового потенциала, развитие института социального партнерства.

 

 

Создание социально комфортных условий жизни населения предполагает решение вопросов жизнеобеспечения (жилищно-коммунальные услуги, строительство жилья, качество дорог, содержание школ, детских садов, библиотек, соответствующие условия работы и отдыха, занятий спортом). Все это компетенция наиболее близкой к человеку власти — местного самоуправления. Поэтому главным ориентиром в управлении реализацией комплексной программы социально-экономического развития г. Полысаево является преобразование города в муниципальное образование с развитой производственной, социально-бытовой, институциональной инфраструктурой, предпринимательской деятельностью и кадрами высокой квалификации.

В соответствии с основной целью развития муниципального образования определены группы стратегических задач: в социально экономической сфере — рост благосостояния и уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, расширение ассортимента культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг, повышение уровня безопасности жизни населения, улучшение экологической обстановки, развитие рыночной инфраструктуры, рост инвестиций в основной капитал экономики города, развитие и поддержка малого бизнеса, укрепление и увеличение финансового, налогового потенциала города; в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциала — совершенствование системы образования и культурного обслуживания, системы медицинского обслуживания в целях укрепления физического и психологического здоровья населения; в градостроительной сфере — обеспечение комплексной застройки территории города, повышение комфортности и доступности жилья, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.

Концепция социально-экономического развития муниципального образования включает в себя не только систему стратегических целей, но и приоритеты социально-экономической политики, основные направления и средства их реализации. Согласованными стратегическими приоритетами устойчивого социального развития г. Полысаево являются обеспечение общественной безопасности и правопорядка, внедрение инноваций в процессы, обеспечивающие социальное развитие города, обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, обеспечение занятости населения и роста реальных доходов, сохранение и укрепление здоровья населения, рост образовательного и культурного уровня жителей города.

Стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города являются обеспечение роста платежеспособного спроса населения на товары и услуги, обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата в городе, содействие развитию предпринимательства, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы, развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры, развитие системы потребительского кредитования населения, в том числе долгосрочного и целевого характера (например, ипотечного), повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг на муниципальном и внешнем потребительском рынке, развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской кооперации через внедрение инновационных технологий снабжения и обслуживания.

Стратегическими приоритетами в сфере повышения образовательного, культурного потенциала и потенциала здравоохранения города являются укрепление материально-технической базы учреждений образования, культуры и здравоохранения, привлечение, обучение и переподготовка специалистов учреждений образования, культуры и здравоохранения.

Стратегическими приоритетами в сфере пространственного развития города являются разработка Генерального плана застройки г. Полысаево до 2011 г., разработка концепции цветового восприятия и ночного облика города, обеспечение комплексной застройки территории города, строительство нового жилья с учетом розы ветров (преобладание юго-западных и южных ветров), снос ветхого и аварийного жилья, переселение из жилья, расположенного на подработках угледобывающих предприятий, повышение стандартов качества строительства объектов жилищного и производственного назначения; увеличение доли жилья повышенной комфортности, сохранение естественного ландшафта в черте города, благоустройство территории, внедрение инновационных решений при обеспечении пространственного развития г. Полысаево.

Стратегические приоритеты комплексного социально-экономического развития города должны логично интегрироваться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы и в программы реализации приоритетных национальных проектов.

Таким образом, указанные основные направления муниципальной политики позволяют принимать и реализовывать комплексные решения. Разработка и принятие Концепции социально-экономического развития муниципального образования как инструмента стратегического планирования будет способствовать не только выявлению закономерностей развития территории, но и достижению устойчивого развития местного сообщества.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск, 2006. С. 47.

Поступила 19.05.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная