Г. А. Долгих. Анализ проведения конкурсов грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ
Г. А. ДОЛГИХ
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ГРАНТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ И ВЕДУЩИХ НАУЧНЫХ ШКОЛ
ДОЛГИХ Георгий Алексеевич, заместитель директора центра конкурсного сопровождения и мониторинга научных разработок, заведующий сектором сопровождения грантов Президента РФ Научно-исследовательского института — республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы (г. Москва).
Российская наука за свою историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых. В современных условиях наука — это форма общественного сознания, социальный институт и мощнейший фактор развития общества. Недостаточное развитие научной деятельности в регионах ослабляет способность их населения к восприятию инноваций, снижает возможности формирования грамотного слоя администраторов, уменьшает способность региона к разработке и реализации целевых программ, эффективному использованию предоставляемой финансово-экономической помощи.
Новая государственная региональная политика, современная территориальная организация научно-производственных систем, повышение ответственности администраций субъектов РФ и муниципальных образований, населения регионов за эффективность хозяйственной деятельности, ее планирование и управление обусловливают объективную необходимость инновационных преобразований, направленных на достижение экономической самодостаточности регионов, актуализируют анализ состояния их научного потенциала.
Весьма показательным источником информации о потенциале взаимодействия регионов и федерального центра являются материалы конкурсов грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских и ведущих научных школ (конкурсы грантов). В настоящее время гранты Президента РФ выделяются на конкурсной основе молодым (до 35 лет) кандидатам наук и их руководителям, молодым (до 40 лет) докторам наук и ведущим научным школам РФ.
На конкурс молодых кандидатов наук могут быть представлены работы, связанные с развитием тем кандидатских диссертаций, отличающиеся значительной научной новизной, свидетельствующие о заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники, их творческом даровании, а также связанные с подготовкой докторских диссертаций1. На конкурс молодых докторов наук могут быть представлены работы, связанные с развитием тем докторских диссертаций.
Конкурс ведущих научных школ проводится для государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами РФ. При этом ведущей научной школой РФ считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Этот коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей2.
Для проведения сравнительного анализа участия регионов в конкурсах грантов мы воспользовались статистическими данными состояния научного потенциала по федеральным округам и материалами, полученными Научно-исследовательским институтом — республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы за 2003 и 2006 гг. в ходе проведения конкурсов.
Сравнение данных по общей численности персонала, выполняющего исследования и разработки по федеральным округам в период 2003—2006 гг.3, позволяет определить удельное отношение общего количества персонала, занятого в научных разработках и исследованиях, к числу участков конкурсов грантов по федеральным округам, т. е. выделить из общего числа исследователей наиболее активную часть ученых и рассмотреть динамику участия регионов в конкурсах по государственной поддержке в целом.
Рисунок доступен в PDF версии журнала.
О достаточно быстром росте популярности такой формы государственной поддержки в научной сфере, как гранты, говорит общее количество участников конкурсов, оно за этот период увеличилось более чем в два раза. Причем регионы проявляют большую активность при участии в конкурсах, чем основные центры сосредоточения научного персонала.
Показательными являются также данные о распределении победителей конкурсов по ведомственной принадлежности организаций-участников конкурсов грантов.
Таблицы доступны в PDF версии журнала.
Следует отметить, что средний возраст участников конкурсов заметно снизился по сравнению с 2005 г. Это можно расценивать как улучшение общей ситуации по сохранению научного кадрового потенциала в России, повышение престижа профессии исследователя среди молодежи.
Таблицы доступны в PDF версии журнала.
Уже в 2008 г. практически каждый победитель конкурсов грантов может повторно подать заявку на новый годичный конкурс. Не последнюю роль при подготовке докторских диссертаций сыграли гранты, с помощью которых молодые ученые смогли приобрести необходимое спецоборудование для проведения исследований, принять участие в отечественных и зарубежных конференциях, а также опубликовать свои научные результаты в престижных изданиях.
Необходимо также отметить, что количество выделяемых грантов для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по областям знаний ежегодно рассматривается и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента РФ и Федеральным агентством по науке и инновациям для каждого конкурса отдельно. При этом основными критериями являются критические технологии и приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ. Поэтому количество заявок на один грант по областям знаний различно. Традиционно наибольшее количество заявок поступает по общественным и гуманитарным наукам. Соответственно в этой области знаний самая большая конкуренция по всем видам конкурсов.
Впервые за время проведения конкурсов грантов технические и инженерные науки в 2008 г. оказались на втором месте по количеству поданных заявок, что, несомненно, является положительным фактором для конкурсов грантов в частности и для развития промышленности страны в целом.
Таблицы доступны в PDF версии журнала.
Из приведенных данных следует, что наибольший конкурс заявок (7,2—8,6) отмечается в общественных и гуманитарных науках, а наименьший (2,9—3,7) — в физике и астрономии. Разница по количеству заявок двух конкурсов объясняется прежде всего возрастными ограничениями для участников конкурсов. Если в конкурсе молодых (до 35 лет) кандидатов наук потенциально могут участвовать от 25 до 30 % лиц, ежегодно утверждаемых ВАК Минобрнауки России, то в конкурсе молодых (до 40 лет) докторов наук потенциально могут участвовать только от 0,1 до 1,7 % заявителей4.
Анализ проведения конкурсов грантов в период с 2003 по 2008 г. позволяет выделить некоторые особенности. Во-первых, наращивание в последние годы усилий государства для решения задач по сохранению кадрового потенциала и финансового обеспечения российской научной и образовательной системы. Во-вторых, состоятельность и высокая эффективность грантовой формы государственной поддержки молодых российских ученых. В-третьих, усиление роли регионов и увеличение их участия в сохранении, развитии и использовании имеющегося у страны научного потенциала.
Из сказанного вытекает необходимость повышения оперативности и точности функционирования системы, обеспечивающей целевую поддержку молодых российских ученых, создания эффективной системы средств научно-методического, экспертного организационно-технического и информационного обеспечения конкурсов на получение грантов.
С учетом территориальных особенностей проведения конкурсов грантов необходимо применение современных информационных и сетевых технологий, обеспечивающих повышение информационной полноты и эффективности деятельности Совета по грантам и формирующих среду научно-методического, экспертного, организационно-технического и информационного сопровождения конкурсов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей». Указ Президента РФ от 3 февраля 2005 г. ¹ 120; Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук и для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. ¹ 260; О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации». Указ Президента РФ от 3 февраля 2005 г. ¹ 121.
2 См.: «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. ¹ 260.
3 См.: Наука России в цифрах: 2007: Стат. сб. Москва, ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2007.
4 См.: Наука, инновации, образование: Альманах. М., 2006.
Поступила 04.08.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная