А. В. Гатовская, Д. Ю. Файков. Поддержка малого бизнеса муниципальными органами власти как способ повышения благосостояния населения

А. В. ГАТОВСКАЯ Д. Ю. ФАЙКОВ

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ГАТОВСКАЯ Анна Викторовна, заместитель начальника отдела по работе с предприятиями и развитию предпринимательства Администрации г. Сарова Нижегородской области.

ФАЙКОВ Дмитрий Юрьевич, заведующий аспирантурой Саровского государственного физико-технического института, кандидат экономических наук, доцент.

«Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, … исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций... Местное самоуправление осуществляется населением … непосредственно и (или) через органы местного самоуправления»1. Приведенные правовые нормы однозначно указывают на то, что основной целью деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение интересов (потребностей) населения, т. е. улучшение благосостояния граждан, их обеспеченность частными и общественными благами.

Увеличение объема частных благ, доступных жителям муниципального образования, предполагает создание органами местного самоуправления инвестиционного климата,  способствующего развитию всех легитимных форм предпринимательской деятельности. Для увеличения объема и качества общественных благ муниципалитету целесообразно эффективно использовать муниципальную собственность. Следовательно, одним из важнейших направлений деятельности местного самоуправления является его инвестиционная активность2.

Поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается нами как один из способов повышения благосостояния граждан. Этому имеются некоторые основания. Во-первых, услугами малого бизнеса пользуются все жители муниципального образования, и от количества и качества производимых малым бизнесом благ зависят условия, комфортность проживания. Во-вторых, малый бизнес обеспечивает значительное количество рабочих мест. В-третьих, он формирует среду собственников, средний класс, которого так не хватает России.

Эти направления деятельности имеют объективные ограничения, определяемые разграничением полномочий между уровнями власти и возможностями использования бюджетных средств. Следовательно, наиболее эффективными действия органов местного самоуправления могут быть, если они «встроены» в схожую по принципам региональную и государственную систему управления. При этом нельзя забывать, что поддержка малого предпринимательства, как одна из форм работы с населением, может быть эффективной, только если ей активно занимаются местные органы власти. Вышестоящие уровни могут и должны создавать соответствующие условия для этой деятельности, но конкретные мероприятия с учетом местных особенностей, могут быть эффективно и оперативно реализованы только на местном уровне. Подобный подход просматривается и в недавно вышедшем Федеральном законе от 24 июля 2007 г. ¹ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3.

В качестве позитивного примера, сочетающего конкретные действия муниципального образования с региональной стратегией в области развития инвестиционной активности территории и поддержки малого предпринимательства можно привести деятельность муниципальных органов власти г. Сарова и Правительства Нижегородской области. На областном уровне приняты «Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 года» и «Концепция бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области», в которых подчеркивается необходимость применения муниципалитетами так называемого «предпринимательского» метода управления, который, в отличие от наиболее привычного «приростного», требует от муниципальных властей действий, схожих с управлением крупной компанией. В частности, это планирование необходимых изменений в системе и структуре хозяйствования, формирование системы минимизации рисков на этапе планирования (вместо ранее действующей системы реакции на уже возникшие проблемы), разработка системных действий по решению возникших проблем (вместо частных решений) и т. д.

В «Концепции бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области» указывается, что развивать территорию муниципалитетов можно как с помощью минимизации затрат бюджета, так и вообще не используя данный инструмент. В качестве основных задач в этом случае выступают согласование различных интересов внутри муниципалитета, проведение инвентаризации свободных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов, определение перспективных целей и задач, назначение ответственных за исполнение мероприятий.

Решение этих задач может осуществляться «небюджетными» способами развития территорий. Это расширение взаимодействия органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами, направленное на рост предпринимательской инициативы и инвестиционной активности, совершенствование процедуры взаимодействия с инвесторами, активизация работы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области и др.

В соответствии с областной стратегией определяются конкретные мероприятия на территории отдельных муниципальных образований. Исходя из особенностей районов области, они разделены на зоны, для каждой из которой выработаны свои приоритеты. Город Саров отнесен к так называемой «инновационной зоне» Нижегородской области. Для муниципальных образований, входящих в эту зону, к первой группе приоритетов отнесено, среди прочего, развитие малого предпринимательства.

Понимая важность этой задачи, руководством г. Сарова принята комплексная целевая программа «Развитие малого и среднего бизнеса на 2006—2009 гг.». Основной целью программы является развитие территории города путем создания условий для обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, развития его инвестиционной деятельности. Заявленная цель должна быть достигнута путем совершенствования муниципальной нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, максимального снижения административных барьеров на пути развития предпринимательства, разработки и внедрения прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов, обеспечения поддержки начинающих предпринимателей и помощи в становлении бизнеса путем формирования в городе системы бизнес-инкубирования.

 

 

Разработчики определили показатели, характеризующие эффективность выполнения программы. К ним, в частности, отнесены увеличение числа рабочих мест за счет расширения действующих производств и создания новых предприятий, увеличение валового продукта, производимого субъектами предпринимательства на территории города, увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, увеличение поступлений от использования субъектами малого предпринимательства муниципального имущества, дополнительные внебюджетные инвестиции на территории города, увеличение количества молодых предпринимателей.

Не секрет, что в России заниматься малым бизнесом не легко, а иногда и просто опасно. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт, в сравнении с развитыми странами, остается низким. Инвестиционная активность малых и средних предприятий растет медленно и не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Тем не менее, достаточное число людей хотели бы попробовать заняться собственным делом. В проведенном в г. Сарове опросе (участвовало 338 чел.) на вопрос «Желаете ли вы открыть собственное дело?» 84 % респондентов ответили положительно, однако отметили ряд причин, мешающих реализации этого желания: 75 % опрошенных указало на отсутствие стартового капитала, 72 % — отсутствие залога для взятия кредита, 64 % — отсутствие возможности арендовать помещение под офис, 58 % — невозможность арендовать производственные площади, 42 % — отсутствие практического опыта. Даже принимая во внимание возможные погрешности в проведении опроса, результат показывает, что органы местного самоуправления имеют значительные возможности в оказании жителям города услуг по открытию собственного дела.

Другой причиной необходимости активной поддержки малого и среднего бизнеса муниципальной властью является значительный отток капитала из города за последние годы, и миграция наиболее активных предпринимателей и специалистов в другие территориальные образования, в том числе за пределы области. Думается, что этот процесс характерен не только для Сарова, но и для большинства малых городов России.

Таким образом, пристальное отношение к развитию малого и среднего бизнеса является необходимым элементом всей муниципальной системы управления. Только на этом уровне возможна реальная помощь конкретным субъектам малого предпринимательства. Вместе с тем для получения максимального эффекта, городская система управления инвестиционной активностью должна быть тесно увязана с областной стратегией развития территории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. ¹ 131-ФЗ. Ст. 1.

2 См.: Гатовская А. В., Файков Д. Ю. Основные направления реализации инвестиционной деятельности в муниципальном образовании // Вестн. ГУУ. 2007. ¹ 6. С. 151—154.

3  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 июля 2007 г. ¹ 209-ФЗ.

Поступила 21.09.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная