Д. А. Абузярова. Социальная защита участников и инвалидов Великой Отечественной войны в регионе: социологический аспект

Д. А. АБУЗЯРОВА

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ И ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РЕГИОНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АБУЗЯРОВА Динара Асымовна, преподаватель кафедры социальной работы Мордовского государственного университета.

Великая Отечественная война — одно из самых трагических событий, которое пережила наша страна. Участники и ветераны Великой Отечественной войны — категория пожилых, кому мы благодарны за свое сегодняшнее существование, но, к сожалению, они являются одной из наиболее уязвимых в социальном плане социальных групп населения страны. Ветеранов более всего затронули процессы перехода к рынку, заставив их на старости лет испытывать неуверенность в завтрашнем дне.

Согласно реестрам Пенсионного фонда России (ПФР), на 1   мая 2007 г. в стране официально числилось 1 257 686 ветеранов, из них инвалидов — 226 785 чел., участников войны — 603 253 чел., блокадников — 176 688 чел., узников концлагерей — 250 960 чел.1

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Мордовия, в регионе наблюдается четкая тенденция уменьшения числа участников и ветеранов Великой Отечественной войны. В 2005 г. было 2 412 инвалидов, 3 390 участников войны. На 1 января 2006 г. в Мордовии проживало 5 044 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, из них инвалидов Великой Отечественной войны 1 849 чел., участников 3 094 чел., в 2007 г. 1 570 и 2   598 чел. соответственно. На 1 января 2008 г. в РМ насчитывалось 3 825 участников и инвалидов Великой Отечественной войны2.

Говоря о системе социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны в военные годы, можно сказать, что государство брало на себя основные функции по их социальной защите. Ежемесячно органы государственного обеспечения РСФСР выплачивали инвалидам  войны около 100 млн руб. государственных пенсий. Кроме того, правительство представило инвалидам войны различные льготы: работающим сохранялась пенсия независимо от размера зарплаты, они в первую очередь обеспечивались жилплощадью. Зарплата и пенсия инвалидов в сумме равнялась среднему заработку квалифицированного рабочего, что существенно укрепляло бюджет семьи3.

Одна из главных задач социальной защиты состояла в том, чтобы вернуть инвалидов войны к трудовой деятельности. В связи с этим были внесены изменения и дополнения в существовавшие нормы трудового права. Наиболее значимыми для трудовых правоотношений инвалидов войны являлись постановления СНК СССР от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Им предоставлялось преимущественное право на трудоустройство во всех государственных и кооперативных предприятиях. Важным направлением социальной политики государства в отношении инвалидов войны являлась организация их профессионального образования. Например, в результате проведенной работы по трудоустройству и обучению инвалидов в Мордовии на 1 декабря 1942 г. из 6 137 чел. инвалидов Отечественной войны, получающих пенсию, трудоустроено 4 050 чел. (69,1 %), в том числе инвалидов II группы — 60 % и III группы — 81 %4. Система мероприятий по трудовому устройству и обучению инвалидов позволила вернуть более 80 % инвалидов к общественно полезной трудовой деятельности.

Следующим направлением было культурно-бытовое обслуживание инвалидов Отечественной войны. Через кассы взаимопомощи была оказана финансовая поддержка на сумму 16 890 руб., выдано хлеба — 328 ц, обуви и одежды — на сумму 8 600 руб.5

В военное время расширилась и улучшилась организация медицинской помощи инвалидам. Параллельно с госпитальным лечением большое значение приобрело восстановительное лечение тяжело раненых и больных воинов. В связи с этим были приняты акты о создании стационарных и поликлинических лечебных учреждений для оказания инвалидам войны специализированной медицинской помощи, восстановление утраченной трудоспособности, проведения лечения в специальных санаториях и курортах, организации отдыха. Одним из наиболее важных направлений было пенсионное обеспечение. Кроме пенсий и пособий семьи военнослужащих получали налоговые льготы, льготы по квартплате. В случае гибели на фронте военнослужащих за его семьей сохранялись на время войны все предоставленные ей ранее льготы. Несмотря на тяжелые условия, государство прилагало немало усилий, чтобы по возможности удовлетворить необходимые материальные, духовные потребности участников и инвалидов войны. После окончания войны принимается комплекс мер по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения и материально-бытового обслуживания инвалидов. С 1 января 1946 г. были повышены в два и более раза минимальные размеры пенсий инвалидам войны I группы и составили 250—300 руб. в месяц6. Размер пенсии зависел от боевых заслуг военнослу жащего. При исчислении пенсий семьям погибших и умерших военно служащих, награжденных орденами Союза ССР, к окладу содержания прибавлялись денежные выдачи за ордена. Это положение было от менено лишь с 1 января 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 г. «О льготах и преимуществах, предос тавляемых награжденным орденами и медалями СССР».

Важным направлением социальной защиты в послевоенные годы стала социальная реабилитация инвалидов войны. Не оставило без внимания государство бывших военнослужащих, которые стали инвалидами уже после их увольнения с военной службы, но в результате ранений, полученных в боях Великой Отечественной войны. Фронтовики, инвалидность которых была установлена не позднее пяти лет после увольнения с военной службы, обеспечивались пенсией наравне с инвалидами войны.

Центральный коммерческий банк обязан был выдавать нуждавшимся инвалидам Отечественной войны и их семьям ссуды на строительство и восстановление жилых домов.

Как и в СССР, внимание и забота в Мордовии об участниках и инвалидах войны постоянно осуществлялась в реализации различных мероприятий, например, постоянный контроль за условиями труда участников Великой Отечественной войны, внеочередное лекарственное обслуживание участников во всех аптечных учреждениях республики, обеспечение в первоочередном порядке строительными материалами, строительство, ремонт и благоустройство домов, находящихся в личной собственности, выделение на льготных условиях и вне очереди кормов для скота, находящегося в личном пользовании, транспорта, топлива и т. д.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1981 г. «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» велся персональный учет этой категории ветеранов и принимались меры к их первоочередному обслуживанию всеми видами материально-бытовой помощи. В послевоенные годы продолжают совершенствоваться мероприятия, направленные на социальную защиту участников и инвалидов ВОВ, а также членов их семей. Государство и его исполнительные органы накопили большой опыт в этом отношении. Пенсионное обеспечение, материально-бытовое обслуживание в сочетании с многочисленными льготами и преимуществами, предоставленными инвалидам войны, гарантировали им надежную социальную защиту.

В настоящее время у ветеранов Великой Отечественной войны существуют множество проблем: социальные, физиологические, материальные, психологические. Здоровье ветеранов войны — важнейший показатель их социального благополучия. Поэтому беспокойство вызывает их лекарственное обеспечение. Они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов. Также существует проблема обеспечения их путевками на санаторно-курортное лечение.

Участники Великой Отечественной войны нуждаются в постоянной посторонней помощи, в медико-социальных услугах, а также в услугах социально-бытового характера. Одной из самых острых является жилищная проблема. В связи с резким сокращением строительства государственного и муниципального жилья (особенно в малых городах, поселках, сельской местности) органы исполнительной власти находят другие пути решения жилищного вопроса. В частности, получает распространение строительство специальных жилых домов для одиноких ветеранов войны, создание мини-пансионатов и социальных квартир. В настоящее время в очереди на жилье в России стоят более 55 тыс. чел. В связи с этим Президент РФ Д. А. Медведев издал Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941—1945 годов», на основании которого необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условии7.

 

 

В настоящее время социальный работник сталкивается с «социальным одиночеством» в жизни ветерана ВОВ. Оно характерно для семей ветеранов, имеющих детей и других родственников, но практически потерявших с ними связь. Преодолеть такое состояние старикам могут помочь окружающие их люди, церковь, социальные работники. Причем важна не только помощь, но и взаимопомощь, которая облегчает жизнь одиноких ветеранов.

В декабре 2007 г. мы провели исследование «Социальная защита участников и ветеранов Великой Отечественной войны: социологический анализ», целью которого было выявление социальных проблем участников, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, исследование основных направлений, тенденции развития системы их социальной защиты и т. д. Объектом исследования были участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Выборочная совокупность составила 386 чел. Из них 73,2 % участников войны, 26,8 % инвалидов войны, 27 % женщин, 73 % мужчин, жителей города 39 %, сельчан 61 %.

На вопрос «С какими социальными проблемами Вы наиболее часто сталкивались в прошлом и сталкиваетесь в настоящее время?» ответили, что в военное время чаще всего сталкивались с материальными проблемами 75 % ветеранов, бытовыми — 59,4 %, медицинскими — 32,3 %. В послевоенные годы перечень проблем не изменился; говоря о современном этапе, первое место заняла проблема одиночества (51,5 %), получения путевок на санаторно-курортное лечение (35,4 %), материальные проблемы (33,3 %), обеспечение лекарственными средствами (24,2 %) и т. д.

Оценивая деятельность учреждений социальной защиты Республике Мордовии на современном этапе в отношении участников, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны по сравнению с советским периодом, опрашиваемые ответили: удовлетворительно в средней степени (55,3 %), вполне удовлетворительно (27,7 %), не удовлетворительно (17,0 %). Безусловно, система социальной защиты по сравнению с советским периодом изменилась. Другие субъекты соцзащиты, некоторые формы социальной помощи ушли в прошлое (например, шефство). Таким образом, участники войны вполне удовлетворительно оценивают систему социальной защиты в РФ.

У 34,4 % размер пенсии в настоящее время составляет от 5 до 7 тыс. руб., 30,2 % — от 7 до 10 тыс. руб.; 17,7 % — от 10 до 12 тыс. руб. По сравнению с рядовыми пенсионерами относительно размера пенсии в выигрыше остаются ветераны войны, их социальный статус также гораздо выше. Однако размеры пенсии ветеранов войны в зарубежных странах не идут ни в какое сравнение с российскими. Например, в Германии средний размер пенсии составляет около 2,5 тыс. евро. Что касается ветеранов войны в Великобритании, то любому военному и гражданскому лицу, чье здоровье пострадало от вооруженных конфликтов, в том числе и в ходе Второй мировой войны, назначается пособие, размер которого зависит от степени ущерба и может достигать 9,5 тыс. дол. в год. К этой сумме ветерану войны дополнительно полагаются еженедельные выплаты в размере от 13 до 40 дол., которые он может потратить на спецпитание или оплату услуг сиделки. Не оставлены без внимания и вдовы ветеранов: каждую неделю они получают пособия до 150 дол. Во Франции в настоящее время пенсия ветерана войны составляет от 3,5 до 5 тыс. франков8.

Разногласия вызвал вопрос «Как Вы относитесь к замене льгот инвалидов и участников Великой Отечественной войны денежными компенсациями?». Не удовлетворены 22 % опрошенных, 39 % вполне удовлетворены и удовлетворены в средней степени. Довольны размером своей пенсии 34 %, не совсем довольны — 41 %, не довольны — 25 %. Относительно оценки качества жизни ветеранов и инвалидов войны в настоящее время по сравнению с советским периодом 65 % респондентов ответили, что материально стали жить лучше, 30,2 % — как и раньше, 4,2 % — хуже. Питаться стали лучше 59,8 %, как и раньше — 38 %, хуже — 2,2 %. Жилищные условия стали лучше у 48,4 %, как и раньше — 44 %, хуже — 7,7 %. Общественный транспорт стал работать лучше по мнению 25,4 %; как и раньше — 29,6 %, хуже — 45,1 %. Бытовое обслуживание ветеранов осталось на прежнем уровне по мнению 48,6 %, хуже — 9,5 %. Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что нельзя однозначно положительно или отрицательно оценить систему социальной защиты участников и инвалидов ВОВ, так как одни ее показали в советский период были выше, другие ниже. Очевидно одно: необходимо учитывать положительный опыт организации и функционирования этой системы в советский период.

Для повышения эффективности социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны, на наш взгляд, необходимо повышать материальное и социальное положение, совершенствовать пенсионную систему, нормативно-правовую базу в области социальной защиты, защищать права и интересы ветеранов, улучшать медицинское обслуживание лиц пожилого возраста, усиливать межпоколенные связи между ветеранами и молодежью и т. д. Это создаст предпосылки для достижения независимого активного социального участия ветеранов и инвалидов в жизни, предоставления им необходимого ухода, реализации внутреннего потенциала и поддержания достоинства участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.gst.ru/wallet/2007/ 05/07/220210/html].

2 См.: Данные Министерства труда и социальной защиты РМ.

3 См.: Социальная политика Советского государства: Укрепление ведущей роли рабочего класса в социалистическом строительстве / Авт. кол: В. З. Дробижев (руководитель) и др. М., 1985. С. 123.

4 Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Материалы к 30-летию победы над фашистской Германией / Ред. Н. М. Ку-лыгин. Саранск, 1975. С. 112.

5 Мордовия в годы Великой Отечественной войны. Саранск, 1962. С. 56.

6 Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. I. Гражданское право. Трудовое право / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1948. С. 426.

7 Электрон. ресурс [режим доступа:www.kremlin.ru/text/docs/2008/05/ 2000296.shtml].

8  Электрон. ресурсы [режимы доступа: http://www.dobroedelo.ru/vrc/ book/book.2.asp#16; http://www.iimp.kz/lists/articles/DispForm.aspx?ID=858; http://www.explan.ru/archive/2004/31/s2.htm].

Поступила 19.05.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная