И. Р. Насыров. Международные факторы воздействия на социально-экономическое развитие регионов

И. Р. НАСЫРОВ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

НАСЫРОВ Ильдар Рустамбекович, заведующий информационно-аналитическим отделом Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан, кандидат физико-математических наук.

Глобализация, формирование международных рынков товаров и услуг, расширение предметной сферы действия международного права, появление общих для многих стран новых вызовов и проблем в различных сферах приводят к усилению зависимости внутригосударственных процессов от расширяющейся совокупности внешних факторов. Масштабность их последствий приводит к необходимости объединения усилий национального, регионального и местного уровней власти, вынуждая их учитывать в своей деятельности новые политические и экономические реалии интегрирующегося мира. Одновременно органы власти субнационального уровня осознают потребность расширения международного сотрудничества для решения задач регионального развития. Все это приводит к необходимости изучения воздействия международных процессов на политико-правовой статус и социально-экономическое развитие регионов в составе федеративных и децентрализованных государств.

Глобализация быстро переросла в комплексный феномен, затрагивающий политические, социальные и культурные сферы. Региональные правительства все явственнее ощущают обострение международной конкуренции, а также влияние на регионы решений, принимаемых на международном уровне.

Современное производство ориентируется на мировые рынки. К 2002 г. половина валового мирового продукта составляла так называемая «интернационализированная экономика»1. Расширение полномочий наднациональных институтов и либерализация рынков снижает значение традиционных функций государства в регулировании экономики. Особые сложности испытывает централизованная модель управления, не предполагающая международной активности иных акторов, кроме государства. Таким образом, международная интеграция стимулирует реформы в области государственного управления и содействует развитию международной деятельности регионов в нефедеративных государствах. Например, в КНР провинции и местные правительства получили существенные экономические полномочия в рамках так называемого «рыночного федерализма» (market-preserving federalism)2.

Интеграция в мировую экономику ставит перед региональными правительствами новые проблемы. Среди них вопросы поддержки собственного производителя в рамках национального и международного права, масштабного внедрения технологических инноваций, повышения качества и стандартизации продукции для соответствия требованиям новых, более конкурентных рынков, а также возникновения зависимости от зарубежных инвесторов или партнеров по кооперации.

Формирование международного экономического, правового и социального пространств накладывает дополнительные ограничения на автономные возможности как национальных, так и региональных правительств. Экономическая интеграция требует, в частности, соблюдения правил свободной конкуренции и антидемпинговой политики, ограничивая возможности органов государственной власти в части выбора мер поддержки производителей промышленной или сельскохозяйственной продукции.

Типичным примером зависимости от международной интеграции является ограничение инструментов и форм правительственной поддержки сельхозпроизводителей, что можно оценивать как угрозу экономической безопасности национального и регионального масштаба. Во-первых, задача сохранения собственного агропромышленного комплекса является стратегической задачей для большинства государств, а также отдельных регионов, заинтересованных в обеспечении продовольственной безопасности как определенной степени независимости от внешних поставок. Во-вторых, развитие сельскохозяйственного производства является долгосрочным приоритетом для государства и его регионов, с точки зрения ориентации экономики на возобновляемые ресурсы.

Следует заметить, что развитые демократические страны также уделяют этому вопросу пристальное внимание. Это проявляется в том, что значительная часть бюджета Евросоюза идет на поддержку собственных сельхозпроизводителей. От этого испытывают проблемы не только российские аграрии, но и отечественные производители-экспортеры сельхозтехники (например, «Ростсельмаш»). В частности, согласно январской 2007 г. директиве Евросоюза, структурные фонды ЕС в течение ближайших семи лет будут выделять субсидии только фермерам, приобретающим технику, произведенную исключительно в странах ЕС3.

Взаимозависимость национальных экономик порождает дополнительные внешние факторы нестабильности. Российские регионы в полной мере ощутили на себе зависимость от ситуации на международных рынках. Это хорошо заметно на благоприятной для российских нефте- и газодобывающих регионов конъюнктуре мировых цен на энергоносители, что содействовало укреплению их экономик. Проблема обеспечения сырьем и энергией относится к стратегическим приоритетам и для национальных, и для региональных экономик. Попытки развитых стран преодолеть негативные последствия высоких цен на энергоносители посредством поиска новых источников энергии и, в частности, расширение производства биотоплива, в итоге привело к росту мировых цен на зерно, сахарный тростник, растительное масло, что определило повышение и внутрироссийских цен на продукты питания. Это потребовало активных ответных мер со стороны федеральных и региональных властей, например, в части контроля за ценообразованием.

Масштабный кризис ликвидности, возникший как следствие ипотечного кризиса в США августа 2007 г., и признаки надвигающейся рецессии в США негативно сказались на всей мировой экономике и фондовом рынке, непосредственно затронув экономические интересы российских регионов, вызвав падение стоимости ценных бумаг ряда флагманов региональных экономик. Например, стоимость обыкновенных акций ведущей нефтедобывающей компании Татарстана «Татнефти» за одну декаду января 2008 г. упала на 34 %. Здесь же можно отметить повышение ставок кредитования и дополнительные ограничения по социально важным для России программам ипотеки, которые во многом опирались на международные заимствования. Кризис ликвидности отразился и на банковской сфере, что особенно чувствительно для небольших региональных банков.

Население регионов испытывает двойное давление от реализации внешнеэкономической политики. С одной стороны, существует заинтересованность в доступе к недорогим и/или более качественным зарубежным товарам, с другой — возникает угроза возникновения социальных проблем вследствие деградации в неконкурентоспособных отраслях местной экономики. Таким образом, внешняя торговля оказывает значительное влияние на развитие региона, его внутренние социально-экономические процессы.

В особенной государственной поддержке нуждаются предприятия среднего и малого бизнеса, не имеющие достаточных ресурсов, опыта и международных контактов для эффективной работы на международных рынках.

Многие современные тенденции, например, развитие международных сетей малобюджетных авиаперевозчиков также стимулируют развитие регионов. В данном случае с целью снижения затрат перевозчики часто ориентируются на провинциальные аэропорты, содействуя в итоге укреплению региональной инфраструктуры транспорта и услуг.

Введение международных промышленных стандартов, экологических требований к средствам транспорта, технических характеристик телекоммуникационных средств, унификация систем образования («Болонский процесс»), международная стандартизация в других областях являются стимулом к развитию международных контактов, в том числе и на региональном уровне. Участие в разработке международных стандартов предоставляет возможность учета собственных интересов, а в дальнейшем — последовательного приведения внутренних нормативов в соответствие с международными, повышения конкурентоспособности продукции и услуг регионов на внешних рынках.

Масштабы и возможности гуманитарного международного сотрудничества в сфере образования характеризует цифра в 20 тыс. иностранных студентов, ежегодно обучающихся в Квебеке (по данным Министерства образования, отдыха и спорта Квебека). Актуальной для большинства стран и их регионов является и проблема формирования рынка труда в условиях повышения его мобильности. Причем это касается и категории высокооплачиваемых профессионалов, и покрытия потребностей в малоквалифицированных кадрах. При этом очевидно, что решение этих проблем требует комплексного подхода. Так, привлечение и сохранение высококвалифицированных кадров в различных отраслях экономики, науки и образовании предъявляет высокие требования к уровню и стандартам жизни населения.

 

 

Характер межгосударственных отношений влияет на внутригосударственные процессы. Это подтверждается и многовековой историей международной торговли как важной составляющей экономики, и невозможностью решения без опоры на международную кооперацию многих актуальных проблем ХХI в., а именно инновационное развитие экономики, экология, энергетика, борьба с терроризмом, этноконфессио-нальные отношения, локальные конфликты и др.

Двигаясь в фарватере национальной внешней политики, регионы могут легитимно строить лишь такие отношения с зарубежными партнерами, которые не противоречат целям внешней политики государства. Это касается и экономического сотрудничества, когда возникновение напряженности в межгосударственных отношениях ограничивает множество двусторонних связей, в том числе и на уровне регионов. Типичный пример — влияние политических проблем взаимоотношений между Россией и Эстонией на реализацию российских экономических интересов в прибалтийском направлении. Для самой Эстонии перенос памятника Воину-освободителю вылился в прямые потери от сокращения двусторонних связей с Россией, оцениваемые к декабрю 2007 г. в 320 млн евро, а также привел к общему замедлению экономического роста, вызванного спадом в секторе обрабатывающей промышленности, оптовой торговли, транзитных перевозок и складского хозяйства4.

Обобщая характеристику условий развития приграничного сотрудничества регионов РФ, следует отметить их существенную зависимость от межгосударственных отношений, которые могут быть высокоинтегрированными, например, в рамках ЕврАзЭС или Союза России и Белоруссии, что позволяет определять пограничный режим как открытый. Создание свободного рынка товаров, произведенных в странах - членах ЕврАзЭС, предоставляет новые возможности расширения торговли и экономического сотрудничества на региональном уровне. В этой связи можно заметить, что в конце 90-х гг. ХХ в. Республика Татарстан, имея собственное представительство в Узбекистане, испытывала существенные трудности по развитию двусторонней торговли из-за действовавших в Узбекистане жестких внешнеторговых и валютных ограничений.

Напротив, в случае осложнения межгосударственных отношений или возникновения внешних угроз и вызовов, как, например, с Грузией или вступившими в НАТО прибалтийскими государствами, государственная граница приобретает повышенный уровень режима обеспечения безопасности, что вносит существенные коррективы и осложнения в перспективы приграничного сотрудничества регионов.

Приграничное сотрудничество региональных и местных властей признается одним из ключевых факторов, содействующих укреплению межгосударственных отношений. Это подтверждается тем, что именно приграничное сотрудничество стало одним из приоритетов построения партнерства Россия-ЕС. Совместное финансирование программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС на 2008—2013 гг. составит 500 млн евро, что сделает его первым проектом регионального уровня, получившим столь существенную совместную поддержку5.

К негативным внешним обстоятельствам, отражающимся на региональном уровне, следует отнести последствия межгосударственных разногласий, в частности, по вопросам экономики или охраны окружающей среды. Например, Британская Колумбия, Квебек и Онтарио относятся к числу наиболее затронутых многолетним спором между Канадой и США по пиломатериалам из мягких пород дерева. Альберта и Саскачеван сильно пострадали в результате закрытия американских границ для канадской говядины вследствие кризиса из-за коровьего бешенства, ощутила последствия этого явления и молочная промышленность Квебека. Межгосударственный спор о рыболовстве затрагивает Британскую Колумбию и приморье (Ньюфаундленд и Лабрадор), которые в основном экспортируют в США морепродукты6.

Конструктивный подход к урегулированию подобных ситуаций демонстрирует федеральное правительство Канады, расширяющее практику консультаций с провинциями по вопросам общей торговой политики, международных переговоров и торговых споров. Одновременно это позволяет избегать осложнений по реализации межгосударственных договоренностей, поскольку позиция Канады в переговорах, затрагивающих региональные интересы, дополнительно согласовывается с провинциями. Относительно приведенного примера с экспортом пиломатериалов можно добавить, что в декабре 2006 г. в Канаде был принят федеральный закон, регулирующий вопросы экспорта данной продукции в США7. На основании этого закона ряду провинций и территорий предоставляются льготы по таможенным сборам и платежам с учетом их природных и экономических особенностей, регулируются вопросы ценообразования.

Провинции также получили право на доступ к конфиденциальной информации федеральных органов власти, необходимой для определения налоговой или торговой политики и другим вопросам осуществления деятельности региональных органов власти, связанной с экспортом древесины мягких пород.

Международная интеграция в форме межгосударственных союзов содействует экономическому развитию регионов за счет расширения рынков сбыта, упрощения внешнеэкономических операций, создания новых механизмов международной кооперации. Разработанные в ходе объединения Европы формы межрегионального и приграничного сотрудничества представляют наиболее успешный опыт вовлечения регионов в межгосударственную интеграцию.

Укрепление межгосударственной кооперации содействует более динамичному развитию регионов, наиболее вовлеченных в интеграционные процессы, что может вызвать усиление внутренней дисбалансированности национальной экономики. В западном полушарии, благодаря расположению в непосредственной близости от США, а также участию в НАФТА, показателен случай Мексики. Комбинированный эффект от либерализации континентальной торговли усугубил региональное неравенство в Мексике, обусловливая серьезные проблемы политической стабильности. Северные штаты страны оказались интенсивно интегрированными с южными соседями из США, что привело к усилению внутренних экономических диспропорций, усилило чувство социальной и территориальной чужеродности южных штатов Мексики. Для устранения растущего дисбаланса недостаточно только усилий субнационального уровня. США и Мексика должны признать необходимость учета и смягчения негативных последствий НАФТА, создавая институциональные и финансовые механизмы для устранения территориальных и социальных различий8. Проблема усиления региональных диспропорций российских регионов, возникающая вследствие расширения двусторонних внешнеэкономических связей, является объектом пристального внимания9.

Региональные правительства не могут оказать существенного влияния на многие вопросы развития международных отношений или мировой экономики. Это ставит их в зависимость от факторов, внешних по характеру своего формирования, но оказывающих непосредственное влияние на внутреннюю социально-экономическую и политическую обстановку.

В условиях глобализации уменьшается централизация политики регионального развития. Регионы прилагают немалые усилия по интеграции в высококонкурентные мировые рынки товаров, финансов и услуг, становясь ключевым звеном инноваций и экономических преобразований. Реализация международных экономических проектов часто опирается на объединенные усилия органов власти и частного сектора экономики на местах их реализации.

Решение задач, стоящих перед регионами на современном этапе социально-экономического развития, невозможно только за счет собственных ресурсов или внутригосударственной кооперации и координации. Это подталкивает органы государственной власти регионов к активному международному сотрудничеству для более эффективного выполнения своих функций. Это свидетельствует об актуальности проблемы учета региональных интересов во внешней политике государства как основного субъекта международного права и координации государством внешних связей регионов. Конструктивное взаимодействие регионов с национальными органами государственной власти является ключевым условием динамичного развития региона в условиях глобализации, извлечения максимального положительного эффекта от международной интеграции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Вознесенская Н. Н. Процесс глобализации экономики и иностранные инвестиции (правовые аспекты) // Государство и право. 2006. ¹ 5. С. 67.

2  См.: Montinola G., Yingyi Q., Weingast В. Federalism, Chinese Style: The Political Basis for Economic Success // World Politics. 1996. V. 48. ¹ 1. Р. 50—81.

3 См.: Союз производителей сельхозтехники и оборудования для АПК. Обзор новостей российского сельхозмашиностроения за неделю с 26 января по 5 февраля 2007 г. // Электрон. ресурс [режим доступа: http://cri.mcx. ru/images/3061.doc].

4 См.: Бронзового солдата «снесли» вторично // НА «News.Ru». 2007. 18 дек.

5  См.: Гридасов А. Приграничье будет при деньгах // Экономика и время. 2007. ¹ 24. С. 2.

6 См.: Mouafo D. Regional dynamics in Canada-United States relations // Conference of the Canadian Political Science Association, University of Manitoba, Winnipeg, June 3, 2004. Р. 1—18.

7 См.: Softwood Lumber Products Export Charge Act, 2006.

8 См.: Morales 1. NAFTA: The institutionalisation of economic openness and the configuration of Mexican geo-economic spaces // Third World. Quarterly. 1999. v.у. 20. ¹ 5. Р. 971—993.

9  См.: Насыров Н. Р. Федерализм и политические механизмы координации взаимодействия регионов и Центра в области международного сотрудничества // Федерализм. 2005. ¹ 3. С. 165—167.

Поступила 03.04.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная