А. Ю. Картавов. Национальная педагогическая элита региона
А. Ю. КАРТАВОВ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РЕГИОНА
КАРТАВОВ Алексей Юрьевич, аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института.
Ученые и общественность регионов всегда стремились изучать жизнь и деятельность лучших своих представителей. Термин «элита» от французского «elite» — «лучшее, отборное, избранное»1. Начиная с XVII в., он употреблялся в Западной Европе для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве. «Элита» в значении высшей знати, «избранных» людей начал применяться только с первой половины XIX в.
Причиной возникновения «элит» считают природную одаренность составляющих их людей. В современной западной философии и социологии термин «элита» имеет несколько значений. Во-первых, правящая элита; во-вторых, люди, влияющие на социальный процесс либо в силу своего положения, либо вследствие интеллектуального и морального превосходства над массой; в-третьих, группа лиц, осуществляющая государственное, культурное, военное, идеологическое лидерство; в-четвертых, это наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из технической интеллигенции и высших служащих в системе бюрократического управления; в-пятых, это особый социальный слой, занимающий в обществе высшие позиции и состоящий из авторитетных специально подготовленных людей, выдвинутых для непосредственного осуществления руководства и управления2.
Исследования региональных элит, развер нувшиеся в России с начала 90-х гг. XX в., являются одной из основных парадигм политической регионалистики. Она пред ъявляет собой один из субдисциплинарных способов осмыс ления политических и сопряженных с ними социальных процессов в качественно неоднородных субъектах РФ, источник их сравнительного анализа и адекватной реконст рукции всего комплекса взаимодействий субъектов соци альной и политической жизни регионов в связи с борьбой за власть и ее осуществление.
В Мордовии подобный анализ проводился относительно феномена «интеллигенция». Нельзя сказать, что на сегодняшний день этот вопрос изучен слабо3. Развитие мордовской интеллигенции — важный фактор становления и развития национальной культуры и просвещения, науки и литературы. Поэтому важной задачей является рассмотрение феномена национальной элиты, выявление особенностей формирования и развития представлений об интеллигенции, точек соприкосновения феноменов «интеллигенция» и «элита».
Слово «интеллигенция» от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный. Основания выделения интеллигенции могут быть различными: характер профессиональных занятий в основе которых лежит сложный интеллектуальный труд; сословный статус; политические пристрастия и т. д.
Базируясь на первом основании, можно выделить учительство, художественную интеллигенцию, врачей и т. д. Одной из групп, зародившейся в начале ХIХ в., была художественная интеллигенция. В основном это были иконописцы. Возникновение иконописи в Мордовии относится ко второй половине ХVII — первой половине ХIX в. Центром иконописного ремесла становится Арзамасская живописная школа, представителями которой были Е. Яковлев, А. В. Ступин, А. Волков. На основе Арзамасской школы К. А. Макаровым в 1828 г. была открыта Саранская живописная школа, ставшая центром иконописи. Можно говорить о формировании сословной интеллигенции. Это были дворяне Струйские и Огаревы, монах Филарет, купцы Севостьяновы и бывший крепостной К. А. Макаров. Следует отметить политические интересы интеллигенции. Так, в начале ХХ в. прослеживается ее проэсеровские предпочтения.
В ХХ в. появился слой мордовской национальной интеллигенции, к которой по праву можно отнести С. Д. Эрьзю, М. Е. Евсевьева, З. Ф. Дорофеева и др. На современном этапе сложился большой пласт интеллигенции с высокой долей научных интересов. Начиная с 90-х гг. ХХ в., в республике активно используется политический, экономический, научный и духовный потенциал интеллигенции.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить педагогической элите Мордовии, так как именно она стояла у истоков формирования национальной культуры4. Важной базой формирования мордовской педагогической элиты стала Казанская учительская семинария. В семинарии не сразу появились учащиеся из мордвы, но постепенно состав мордовской группы стабилизировался: в семинарии од новременно в подготовительном и трех основных классах учились 22—25 мор довских юношей, в мордовском училище 10—12. Именно учителя как наиболее образованная часть населения сыграли огромную роль в воспитании мордовских юношей. Первым учителем мордовских ребят был А. Ф. Юртов (воспитанник Казанской семинарии), работавший в училище с 1876 по 1884 г. Одаренный человек, он стал составителем одного из первых выпусков «Образцов мор довской народной словесности».
С 1894 г., в течение четверти века, учителем и наставником приготови тельного класса семинарии работал М. Е. Ев-севьев. В рекоменда ции на эту должность говорилось, что он является «отличным, весьма опыт ным учителем», и особенно отмечалось, что он владеет татарским и чувашс ким языками. Воспитанники М. Е. Евсевьева — мордовский композитор Л. П. Кирюков, профессор Киевского университета, доктор педагогических наук С. А. Литвинов, Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, композитор Н. А. Сидушкин и многие другие — в письмах и воспоминаниях говорят об ог ромном нравственном воздействии, которое оказывал на них М. Е. Евсевьев.
А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевьев, как и все первопроходцы просветительства, были энциклопедистами, учеными, собирателями, их научное мышление было синкретическим, охватывающим проблемы истории, языка, пись менности, верований, фольклора, этнографии в их взаимосвязи. На основе идей Н. И. Ильминского и воспитательных традиций мордвы А. Ф. Юртовым и М. Е. Евсевьевым предложен комплекс работ в области теории и методики родного языка. Ими были уточнены основы национальной письмен ности, созданы первые мордовские буквари, первоначальные учебники русско го языка для мордвы-мокши и эрзи.
Судьбы семинаристов сложились по-разному. Видными партийными деятелями ста ли И. И. Московкин и И. Праксин.
Выходцы из семинарии стали организатора ми национального педагогического образования: М. Е. Евсевьев — организатором многих педагогических курсов, Е. В. Скобелев и И. Ф. Прокаев — директорами Мало-Толкайского и Петровского педагогических техникумов, А. Чурин — директором Мордовского рабфака.
В Мордовии после 1931 г. научно-исследовательская работа по проблемам педагогики и методики преподавания различных предметов была сосредоточена на соответствующих кафедрах в вузах республики и НИИ национальной культуры. На современном этапе педагогическая элита базируется в вузах республики: Мордовском государ ственном педагогическом институте; Саранском кооперативном институте; Мордовском государ ственном университете. Возрос уровень квалификации преподавателей педагогичес ких и методических кафедр. В вузах и образовательных учреждениях республики насчитывается 9 докторов педагогических наук и более 150 кандидатов наук, представляющих различные отрасли педагогики. В составе кафедр вузов — члены-корреспонденты Российской академии образо вания, группа членов общественной Академии педагогических и социальных наук. На различных на правлениях работали научные группы и школы, руководимые учеными респуб лики. Среди них научно-педагогические коллективы психолого-педагогиче ской поддержки и консультирования в образовании.
Таким образом, национальная педагогическая элита — группа представителей этноса, обладающая наиболее высоким уровнем социокультурного и интеллектуального развития, осознавшая национально-культурную специфику и историю своего народа, рефлексирующая своеобразие национального духа, языка, куль туры, традиций, формулирующая духовные, интеллектуальные, экономичес кие, образовательные, религиозные идеалы, интересы, потребности своих народов. Для мордовского народа это прежде всего А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевьев, а также их ученики и последователи Ф. Ф. Советкин, Е. В. Скобелев, В. В. Ба-жанов, И. Я. Бондяков и др. С другой стороны, педагогическая элита — проявление общественного, в том чис ле общественно-педагогического движения, оно развивалось вне официальных рамок, но отнюдь не только и не столько как форма конфронтации с официаль ными структурами, а как форма, заполнявшая «ниши» путем создания учебных заведений, инициировавшая отдельные официальные акты, обобщавшая и тео ретически осмысливавшая философские, социальные, политические, духовные, педагогические, религиозные проблемы народного бытия. Ей принадлежало формирование менталитета народа. Можно высказываться о литера турной, педагогической, эстетической, религиозной и т. п. составляющей элиты. Однако необходимо говорить и о национальной педагогической элите, которая ин тегрирует все эти аспекты и направления духовной жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. А. А. Грицанов. М., 2001. С. 1259.
2 См.: Ашин Г. К. Курс истории элитологии. М., 2005.
3 См.: Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976; Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии (1917—1941). Саранск, 1972. Юрченков В. А. Люди и нравы. Саранск, 1997. Т. 1; Шапкарин К. И. Научно-гуманитарная интеллигенция Мордовии на рубеже столетий // Мордовия в период реформ. Саранск, 2001.
4 См.: Народное образование Мордовской АССР. Саранск, 1962. Т. 1; Грачев С. В. Геополитический подход к истории образования нерусских народов Российской империи. Саранск, 2001; Очерки истории образования и педагогической мысли в мордовском крае (середина XVI — начало ХХ в.). Саранск, 2001; Талдин Н. В. Очерки истории мордовской школы. Саранск, 1956; Зеткина И. А. Национальное просветительство Поволжья (вторая половина XIX — начало XX в.). Саранск, 2002; Просветители и педагоги мордовского края: Сб. ст. Саранск, 2000.
Поступила 01.11.07.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная