Т. В. Безрукова. Причины социальной уязвимости детей в регионе

Т. В. БЕЗРУКОВА

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ УЯЗВИМОСТИ ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ

БЕЗРУКОВА Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры социальной работы Мордовского государственного университета.

Дети — особая социально-демографическая группа населения, по своей природе наиболее беззащитная и слабо защищенная. Одновременно это социальный барометр, чутко реагирую щий на экономические, политические, социальные, изменения в обществе. Однако степень зависимости от общества у различных категорий детей неодинакова. Для того чтобы определить различия в степени зависимости и, следовательно, в подхо дах и необходимом уровне социальной поддержки со стороны государства де тей, выделим наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются дети в современных условиях и, исходя из них, соответствующие категории детей. Кроме того рассмотрим, какие типологии предлагают современные исследователи.

Взрослые всегда использовали детскую слабость и беззащитность, применяя к ним наряду с моральными унижениями физическую силу. Ф. М. Достоевский говорил: «Незащищенность-то этих созданий и соблазняет мучителей, ангельская доверчивость дитяти, которому некуда деться и не к кому идти, — вот это-то и распаляет гадкую кровь истязателя»1. В истории человечества социально-уязвимое детство является постоянным социальным явлением, при этом меняются лишь его формы, характер, но оно имеет место в самых цивилизованных странах, в том числе и в России.

Следует отметить, что Россия имеет свою специфику социально-уязвимого детства. В условиях радикальных преобразований российского общества, смены приоритетов нормо-ценностного регулирования дети оказались наиболее слабым звеном в социальной структуре общества. Ситуация усугубляется и тем, что родители и социальные институты (школа, органы социальной защиты и т. д.) не обращают на них должного внимания. Государство пытается заменить собой внутрисемейную деятельность (детские дома), но это ведет к сокращению личных социально-психологических адаптивных практик детей и неоднозначно сказывается на формировании их морально-нравственных норм.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия на 1 декабря 2007 г. количество детей-сирот в республике составило 1 606 чел., безнадзорных и беспризорных на первое полугодие 2007 г. — 1 192 чел., родителей, лишенных родительских прав в 2006 г. — 379 чел. (в 2005 г. — 362 чел.). Понятно, что проблема социального сиротства и социальной уязвимости детей в Мордовии стоит весьма остро. Имеющиеся статистические данные не полностью отражают положение дел области, что актуализирует проведение социологических исследований этой проблемы.

Нами проведено социологическое исследование, посвященное выявлению причин социальной уязвимости детей. В ходе исследования было проанализировано 52 личных дела детей, находящихся в Республиканском социальном приюте для детей и подростков (РСПДП) «Надежда», и 48 личных дел детей Государственного учреждения социального обслуживания Реабилитационного центра (ГУСО РЦ) «Радуга». Это дела 52 мальчиков и 48 девочек 1990—2005 гг. рождения, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты Мордовии.

Личное дело ребенка включает сведения о рождение ребенка, органах, направляющих ребенка в данное учреждение, родителях (родственников) ребенка, причинах поступления ребенка, описание внешнего вида, одежды ребенка при поступлении в приют, сведения о ценных вещах (деньгах), имеющихся у ребенка при поступлении изъятых на хранение до выхода из данного учреждения.

Дети в реабилитационный центр направляются по заявлению родителей или родственников (46 %), по акту комиссии по делам несовершеннолетних (21 %), ходатайству органов образования (18,5 %), ходатайству органов опеки и попечительства (14,5 %). В социальный приют дети направляются по заявлению родителей или родственников (33,5 %), направлению отделов социальной защиты населения (39 %), ходатайству органов опеки и попечительства (8,5 %), распоряжению глав администраций районов (8,5 %), акту работников ОВД (5,5 %), ходатайству органов образования (2,5 %), акту комиссии по делам несовершеннолетних (2,5 %).

По данным отчетов медицинских работников, в приюте и реабилитационном центре обнаружилось, что дети поступают с различными заболеваниями, часто хронического характера. В основном это хронические заболевания внутренних органов, в особенности желудочно-кишечного тракта (13,8 %), задержка психического развития (13,8 %), астеноневротиче-ский синдром на фоне стрессовых ситуаций в семье (8,3 %), мозговая дисфункция (2,7 %), ЛОР-заболевания (2,7 %), задержка физического развития (2,7 %). Доля здоровых детей невысока — всего 12 %. Психические заболевания связаны с тяжелой, крайне негативной обстановкой в семье, а также отсутствием внимания, заботы со стороны родителей. Остальные болезни — с отсутствием должного ухода и элементарных гигиенических условий, некачественным питанием, а в некоторых случаях и его отсутствием.

Лучшему пониманию психологии детей способствует рассмотрение их интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения и адаптационных возможностей.

Основные виды интеллектуального развития детей, находящихся в реабилитационном центре «Радуга», соответствуют возрастной норме. На занятиях они активны, послушны, охотно общаются с ребятами (41,4 %). У 24,1 % детей не нарушена, но отмечается рассеянность, слабая концентрация внимания (24,1 %). Имеются слабые знания об окружающем мире, снижено сенсорное развитие, но память не нарушена, дети обучаемы, интерес сохранен у 13,8 %. Интеллектуальное развитие на среднем уровне, кругозор ограничен, речь ограничена бытовой лексикой, запас знаний снижен у 10,3 % детей. Запас сведений об окружающем мире ограничен у 10,3 % детей.

Основные виды интеллектуального развития детей, находящихся в детском приюте «Надежда» соответствуют возрастной норме у 22 % детей, не нарушены, но отмечается рассеянность, слабая концентрация внимания в 5,5 % случаях. Слабые знания об окружающем мире, снижено сенсорное развитие, но память не нарушена, интерес сохранен у 13,8 % детей. Интеллектуальное развитие на среднем уровне, кругозор ограничен, речь ограничена бытовой лексикой, запас знаний снижен в 8,3 % случаях. Развитие ниже возрастной нормы, запас сведений об окружающем ограничен, словарь беден, пассивен, слабое речевое развитие наблюдается у 16,6 % детей.

В целом интеллектуальное развитие детей соответствует возрастной норме, а если и есть отклонения, то они связаны прежде всего с условиями проживания в асоциальных семьях. Интеллектуальное развитие детей, которые попали в приют или в реабилитационный центр по причине трудного материального положения семьи, обычно соответствует возрасту, а у детей из неблагополучных, асоциальных семей налицо социально-педагогическая запущенность, связанная с отсутствием контроля и невыполнением родителями своих обязанностей. После проведения мероприятий по реабилитации детей в приюте наблюдается положительная динамика их интеллектуального развития: складывается объем общих знаний, дети овладевают речевыми навыками, операциями анализа, синтеза, обобщения, классификации; обогащается их словарный запас, представления об окружающем мире принимают системный характер.

В основном у детей наблюдаются ровные, дружеские отношения в группе, они не проявляют агрессивности. Лишь у небольшой части воспитанников наблюдается агрессивность, конфликтность в общении с другими, демонстративность в поведении. Также следует отметить, что у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеются хорошие адаптационные возможности, они быстро и легко приспосабливаются к условиям приюта. Лишь в редких случаях она протекала тяжело из-за нежелания самого ребенка общаться с другими детьми и воспитателями.

Причин социальной уязвимости детей, находящихся в ГУСО РЦ «Радуга» и РСПДП «Надежда», много. Следует отметить, что мы отождествляем причину неблагополучия ребенка и причину, по которой он находится в данном стационарном учреждении социальной защиты.

Злоупотребление спиртными напитками одного или обоих родителей (42 %). В каждой ситуации наряду с асоциальным поведением родителей наблюдается и тяжелое материальное положение семьи, отсутствие условий для обучения и воспитания, жилищно-бытовые антисанитарные условия. Дети находятся без контроля взрослых. Так, например, в 3 случаях это привело к тому, что мальчики начали пропускать занятия в школе, стали употреблять спиртные напитки, курить, их поведение характеризуется как грубое и неадекватное. По отношению к 6 детям применялось физическое насилие со стороны родителей. Отец двух других детей находится в местах лишения свободы, а мать, проживая с ними, чрезмерно злоупотребляет спиртными напитками. Родители 4 детей находятся на повторном лечении в наркологическом диспансере. Как следствие, родители всех детей либо лишены родительских прав, либо ограничены в них, или дело находится на рассмотрении этого вопроса.

 

 

Тяжелое материальное положение семьи в основном является следствием того, что родители злоупотребляют спиртными напитками (71 %). В двух случаях дети поступили в приют повторно по заявлению родителей. С их слов детей не с кем оставлять дома, так как они работают посменно. Устроить ребенка в детский сад нет возможности, так как нет денег на оплату. 18 детей из 71 поступили в приют или в реабилитационный центр на некоторое время по заявлению родителей. В 4 случаях один или оба родителя являются безработными, средством существования являются денежные выплаты на детей. В 4 случаях наблюдается тяжелая ситуация в семье, у родителей появились большие долги, и средств на содержание детей нет, поэтому дети были помещены в реабилитационный центр, хотя и на некоторое время.

Один либо оба родителя уехали за пределы Мордовии (15 %). У 3 детей родители находятся в разводе, ребенок должен проживать с матерью, но она уехала в неизвестном направлении. В трех случаях по окончании времени пребывания в приюте мама не взяла детей, так как в это время работала в Москве и т. п.

Конфликты в семье (между родителями и детьми, а также мачехой / отчимом) (6 %). В одном случае у мальчика не складываются взаимоотношения с отчимом (родной отец находится за пределами республики). Мать не уделяет должного внимания сыну, в основном занимается младшим ребенком. Мальчик часто уходил из дома, склонен к бродяжничеству, в школе пропускал занятия без уважительной причины. В двух ситуациях после лишения родительских прав матери дети стали жить в семье отца. Он работает в другом городе, дома бывает редко. Большую часть времени мальчики находились с сожительницей отца. В доме созданы все условия для проживания детей, но они не смогли найти общий язык с мачехой. В доме сложилась напряженная атмосфера, непонимание внутреннего мира детей (в особенности старшего). В настоящее время готовятся документы по лишению родительских прав отца. В двух случая не сложились взаимоотношения девочек с родными матерями, которые проживали с сожителями. Один ребенок поступил по ходатайству подразделения по делам несовершеннолетних. Семья благополучная, родители основное время проводят на работе, мальчик предоставлен сам себе, избалованный, наглый, грубит учителям, часто пропускает школу. Родители не справляются с ребенком.

Конфликты детей с учителями и одноклассниками, нежелание учиться в школе (5 %). В одном случае мальчик не обучался в школе, его мать — член секты «Кришнаитов», ее психическое состояние неадекватно, находится на учете в психоневрологическом диспансере, отец живет в Москве. Возможно, мать будет признана недееспособной. Еще в трех случаях родители злоупотребляют спиртными напитками, дети поступили в центр по ходатайству школы, так как они пропускают занятия, грубят учителям и одноклассникам, сами употребляют спиртные напитки, курят.

Семья с родителем-инвалидом (3 %). У мальчика мать находится на учете в психоневрологическом диспансере, а двух других девочек матери проходят стационарное лечение в психиатрической больнице.

Родители-самоубийцы (2 %). В обоих случаях мать покончила жизнь самоубийством, а отцы не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. В настоящее время решается вопрос о лишении их родительских прав.

Таким образом, все эти дети являются социальными сиротами, у всех есть хотя бы один из родителей, который по тем или иным причинам не занимается его воспитанием. Дети поступают в ГУСО РЦ «Радуга» и РСПДП «Надежда» из асоциальных и «нормальных» семей по причине материального неблагополучия. Более половины родителей детей, находящихся в данных учреждениях, лишают родительских прав. Часть из них остается на некоторое время в приюте или реабилитационном центре, остальных берут под опеку родственники или их определяют в семейно-воспитатель-ную группу. В последние годы федеральные и региональные властные и управленческие структуры стали больше уделять внимания вопросам социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Однако небывалый рост числа социальных сирот позволяет говорить о том, что современная семейно-демографическая политика реализуется не системно, не интегрально-комплексно, а имеет преимущественно финансовое направление.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом / Послесл. Б. Кормана. Ижевск, 1982. С. 228.

Поступила 19.05.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная