Ю. С. Андрианов, О. В. Порядина. Основные тенденции развития транспорта в регионе

Ю. С. АНДРИАНОВ О. В. ПОРЯДИНА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РЕГИОНЕ

АНДРИАНОВ Юрий Семенович, профессор кафедры управления и права Марийского государственного технического университета, кандидат технических наук.

ПОРЯДИНА Ольга Викторовна доцент кафедры информационных систем в экономике Марийского государственного технического университета, кандидат экономических наук.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедея тельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнепо литических и других целей государства. Стратегической целью функционирования и развития транспортной системы в соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2025 года» является обеспечение посредством транспорта эконо мического роста и повышения качества жиз ни нынешних и будущих поколений1.

Проведение структурных реформ и институциональных преобразований создали предпосылки развития транспорта в рыночных условиях и существенно изменили условия его работы и спрос на транспортные услуги. Структурные реформы базировались на прин ципе разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частны ми предпринимателями. При этом государство, огра ничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливало свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений и в предоставлении транспортных услуг в нерыночных условиях хозяйствования.

Устойчивый рост уровня социально-экономического развития государства и отдельных регионов в значительной мере определяется эффективностью функционирования транспорта. Анализ региональных особенностей трансформации этого вида экономической деятельности в Республике Марий Эл направлен на выявление основных тенденций дальнейшего развития отрасли.

Результаты деятельности субъектов рынка транспортных услуг характеризуют показатели объема перевозки грузов, грузооборота и пассажирооборота. По итогам анализа перевозки грузов по видам транспорта общего пользования в республике выявлена общая тенденция снижения значений этого показателя: в 2006 г. объем перевозки грузов составил 71,8 % уровня 1995 г. или снизился на 28,2 %2.

При этом в 2001 г. максимальная величина базисного индекса составила 120,5 %, в 2005 г. произошло существенное снижение значения этого показателя до 67,6 %. В 2006 г. спад сменился на постепенный рост объема перевозки грузов — 107,6 % к уровню 2005 г. и 72,7 % к уровню 1995 г. Таким образом, за период 1995—2006 гг. сформировалась критическая точка (2005 г.) — экстремум, при этом в 2007 г. еще не удалось достичь уровня 1995 г., что свидетельствует о незавершенности структурных преобразований транспорта в регионе.

На фоне снижения показателя суммарного объема перевозки грузов динамика этого показателя по видам транспорта различна. Значительный рост отмечен по железнодорожным перевозкам. Автомобильный транспорт в течение рассматриваемого периода сократил объем перевозок. Подобная тенденция прослеживалась и по внутреннему водному виду транспорта в период 2000—2005 гг., а в 2006 г. произошла смена направления динамики со спада на рост, однако здесь перевозки в 2007 г. также не превысили уровень 1995 г. и составили 80 % (рис. 1).

 

 

Анализ структуры грузоперевозок по видам транспорта показывает увеличение доли железнодорожных перевозок с 10,9 % в 1995 г. до 43,6 % в 2007 г., а также снижение доли перевозок автомобильным транспортом с 82 до 69,8 % соответственно.

Перераспределение грузопотоков между этими видами транспорта вызвано более низкой себестоимостью перевозок единицы груза на более дальнее расстояние железнодорожным транспортом. В среднем за исследуемый период на долю железнодорожного транспорта приходилось 17,4 %, а автомобильного — 75,8 % общего объема перевозок в республике. По Российской Федерации доля автомобильного транспорта составляла за этот период в среднем 25 %. В суммарной величине грузооборота транспорта общего пользования региона доля автомобильного транспорта составляла в среднем около 60 %. Таким образом, автомобильный транспорт сохраняет позиции лидера в перевозке грузов в республике.

Особенности рассматриваемого региона, определяемые удаленностью от морских путей сообщения и недостаточно развитой железнодорожной инфраструктурой, а также высокая мобильность автомобильного транспорта обусловили то, что последний становится одним из наиболее перспективных направлений развития транспортного комплекса, обеспечивая при этом взаимосвязь внутри всей транспортной инфраструктуры региона. Поэтому ее развитие в Марий Эл имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики республики к инновационному пути развития.

С 1995 по 2004 г. протяженность автомобильных дорог увеличивалась, в 2003 г. произошел значительный рост этого показателя, который составил 133 % к уровню предыдущего года. Однако в 2005 и 2006 гг. наблюдалось уменьшение, которое составило по отношению к предыдущему году, соответственно, 163 и 196 км. Произошло существенное уменьшение доли ведомственных дорог, и значительно выросла доля дорог общего пользования: в общей протяженности дорог увеличение составило с 77,5 (1995 г.) до 93,5 % (2006 г.), в протяженности дорог с твердым покрытием с 80,3 до 91,5 %.

За анализируемый период произошли значительные изменения в структуре хозяйствующих субъектов, предоставляющих транспортные услуги. В эту сферу экономической деятельности активно вовлекаются индивидуальные предприниматели — владельцы грузовых автомобилей. В работу автомобильного транспорта общего пользования заметный вклад вносят индивидуальные предприниматели, занимающиеся коммерческой перевозкой грузов. По данным управления государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл, по состоянию на 1 октября 2007 г. в этой сфере насчитывалось 472 предпринимателя (владельцев грузовых автомобилей, имеющих лицензии на занятие коммерческой деятельностью). Удельный вес перевезенных грузов индивидуальными предпринимателями в общем объеме перевезенных грузов в 2007 г. составил 6,7 % (в 2006 г. — 4,3 %), грузооборота — 35,8 % (в 2006 г. — 21,6 %)3.

Логичным представляется предположение о том, что существует взаимосвязь между числом грузовых автомобилей в регионе и объемом перевозок автомобильным транспортом. Нами была отмечена динамика параболического характера, выраженная в том, что до 2005 г. значение суммарного количества грузовых единиц автотранспорта снижалось, а в 2006 г. спад сменился ростом. Эти показатели представлены данными временных рядов, отражающих значение каждого из показателей за соответствующий период (год).

 

 

Рисунок доступен в PDF версии журнала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по итогам 2010 г. удастся превысить по наблюдаемым показателям уровень 2000 г., при этом по количеству грузовых автомобилей ожидается рост на 104,7 %, по объему перевозок грузовым автотранспортом — на 128,9 % (к уровню 2000 г.). Необходимо отметить, что прогноз по первому показателю является более точным, так как характеризуется низкими значениями ошибки аппроксимации, прогноз для второго показателя также является достаточно точным — ошибка аппроксимации не превышает 20 %.

Оценка тенденций развития транспорта за анализируемый период и обоснование прогноза развития на краткосрочную перспективу требуют дополнительной информационной базы по грузоперевозкам, осуществляемым ведомственным транспортом, формирование которой затруднено из-за отсутствия статистического учета этого показателя по организациям и индивидуальным предпринимателям. Дальнейшее проведение выборочных исследований по данному аспекту позволит наиболее полно раскрыть тенденции развития отрасли в республике.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Транспортная стратегия РФ на период до 2025 года // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.mintrans.ru/].

2 См.: Статистика транспорта Республики Марий Эл // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.maristat.mari.ru/cifra/trans.html].

3 Там же.

Поступила 20.12.07.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная