Н. Г. Дрондина. Литературное краеведение в процессе воспроизводства культуры в регионе

Н. Г. ДРОНДИНА

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

ДРОНДИНА Наталья Геннадьевна, соискатель кафедры культурологии Мордовского государственного университета.

Особую актуальность в отечественной гуманитарной науке приобретают исследования социокультурных процессов (изучение систем ценностных ориентаций различных социальных групп, осмысление роли и места культуры в формировании личности и социума и т. д.). Интегрирующая роль культуры в социальной жизни позволяет ей выступать важнейшим средством регуляции общественных отношений и повседневного поведения. Популярный сегодня деятельностный подход к изучению феномена культуры, при котором она определяется как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности, может быть дополнен историко-географическими компонентами, позволяющими рассматривать культуру как продукт человеческой деятельности, возникший в определенных исторических условиях на конкретной территории. В качестве важной составляющей исследований культуры в регионе мы рассматриваем литературное краеведение.

Литературное краеведение может сыграть значительную роль в воспроизводстве культуры в регионе. Связь между литературным краеведением и семантикой отечественной культурной традиции очевидна. Именно русская классическая литература с ее исканиями высшего смысла жизни сосредоточила в себе опыт исторического становления нации на основе высоких моральных принципов и духовных ценностей. Проблема видится в том, что исторически сложившийся механизм общественного воспроизводства на основе базовых отечественных традиций воспитания сегодня переживает серьезные трудности в условиях «разгула»западно ориентированной массовой информации. Для российских регионов это особенно болезненная ситуация. Как отмечают многие исследователи, именно на регионы, провинциальную культуру направлена нынешняя волна вестернизации, ведь регионы — основная сила России, хранящая «золотой запас» народной духовности, тот «набор» общественных ценностей, который способен в нынешней геополитической ситуации сохранить Россию как общность людей, способную к самоорганизации и самовоспроизводству1. Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития региональной культуры, должно составить серьезную альтернативу «вестернизированным» культурным образцам и заполнить возникающие духовные «пустоты» и «пробелы» в культуре.

Литературное краеведение — специфическая отрасль науки о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения»2. Познавая, отражая, оценивая действительность в ее живой исторической динамике, художественная литература обращается и к тому исторически сложившемуся, имеющему особый, неповторимый облик пространственному ее участку, который именуется краем (шире — регионом), эстетически «открывает», осваивает его. Бытовое поведение людей, история, природа, перенесенные в художественный контекст, обретают при этом не только эстетическую значимость. Они становятся основой культурного творчества, «носителями сюжетного развития» (Ю. М. Лотман) повседневной жизни.

Посредством литературного краеведения соотношение литературного сюжета и образцов повседневного поведения конкретизируется в содержании культурного контекста региона. Культурная традиция при этом становится его семантическим определителем. Мемуарная, эпистолярная, документальная литература помогает вос становить особенности создания и существования художественных произведений на фоне определенной культуры.

Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачев утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной»3. Так, изучая историю Мордовии, нельзя не учитывать общественно-политическую и литературную деятельность Н. П. Огарева и А. И. Полежаева, которые пробуждали общественное сознание людей, способствовали укреплению культурных связей русского и мордовского народов, были проводниками великой русской культуры в регионе.

Местное и общероссийское, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях русской художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели — воплощению огромной по своей масштабности проблематики в живых и конкретных образах. Отечественные литературные традиции, связанные с неповторимыми особенностями того или иного края, органически входят в общенациональную литературу. Таким образом, литературное краеведение, изучая особенности литературной жизни края, способно активизировать моделирующие возможности культуры в регионе.

Основные направления включения литературного краеведения в программу развития провинциальной культуры могут быть обозначены следующим образом.

Во-первых, исследование взаимоотношений писателя и края. В рамках данного направления предполагается изучение пребывания писателя в крае и значение этого для его творчества. Если писатель родился и сформировался как художник в определенном месте, то особое значение приобретает многоаспектное исследование культурного, экономического, общественного окружения, определившего творческое становление писателя. Проблема социального контекста важна тем, что среда, ближайшее к писателю окружение, нередко воспринимается как хранитель и передатчик определенных культурных ценностей.

Это направление литературного краеведения имеет особый смысл для современной региональной культуры, поскольку предполагает выходы на практическое участие в его реализации самой широкой аудитории. Сюда мы можем отнести деятельность по распространению произведений писателя в регионе, изучение и увековечивание его памяти. К такого рода деятельности могут быть привлечены школы, вузы, библиотеки, издательства, литературные и культурные кружки и т. д. В итоге можно будет вести речь о создании большого проекта по сохранению литературного наследия региона в качестве условия воспроизводства его традиционной культуры.

Примеров, которые сегодня может предоставить литературное краеведение, очень много. Ограничимся лишь несколькими. Так, например, в творчестве Н. С. Лескова обращает на себя внимание упоминание реки Суры, сел Селикса и Мордовский Ишим (повесть «Очарованный странник»). Читающей аудитории региона важно знать и о том, что писатель, живя в Пензенской губернии, часто бывал в мордовских деревнях, интересовался жизнью и бытом мордвы. Об этом свидетельствует то, что в произведениях писателя, хорошо знавшего губернию, упоминаются Саранск, Инсар, Краснослободск. Знание литературной истории края создает тот необходимый культурный контекст, сама причастность к которому является важнейшим средством моделирования культурной активности в регионе. Так, например, очень важным для региональной культуры является тот факт, что тот же Н. С. Лесков переписывался с редактором журналов «Дело», «Русское обозрение» Д. Н. Цертелевым, родившимся в с. Смольково Лямбирского района, был знаком с романисткой Е. В. Салиас-Турнемир, посещавшей Саранск и Старое Акшино, с П. И. Мельниковым-Печерским, посвятив ему статью «Народники и расколоведы на службе», знал других русских этнографов, также писавших о мордве. В его доме бывали В. Н. Майнов и С. В. Максимов, он также проявлял интерес к произведениям Н. П. Огарева.

 

 

Или другой пример. В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа»4. Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне. Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.

Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал: «Мордва — народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить ...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет»5. Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.

Небезынтересным для культуры региона можно считать и тот факт, что выдающийся литературный критик В. Г. Белинский проявлял огромный интерес к мордовскому языку. В его замыслы входило составление «Мордовского словаря». Знание Белинским жизни и быта мордовского народа, несомненно, отразилось в высказываниях по национальному вопросу, позволило теоретически осмыслить эту сложнейшую проблему и образно выразить ее суть в своих статьях.

Глубокий интересе к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому — близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пик-шень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.

Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, интересно знать, что сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.

В Воскресенской Лашме, теперь пригороде Ковылкино, часто бывала у своей сестры (по матери) А. П. Араповой старшая дочь поэта М. А. Пушкина, приезжал туда и сын поэта — Александр Александрович, бывали там и внучки поэта Надежда и Анна — дочери Александра Александровича. При участии потомков А. С. Пушкина в Воскресенской Лашме проводились литературные вечера. Они проводились и племянницей поэта М. Л. Пушкиной, которая длительное время проживала в г. Краснослободске.

С мордовской землей было связано творчество С. А. Есенина. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!

С Мордовским краем также связано творчество Л. Н. Толстого, А. И. Куприна, А. Мельникова-Печерского, А. И. Полежаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других писателей, произведения которых посвящены мордовскому краю.

Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Этому призвано помочь второе направление исследований особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Русская художественная литература имеет богатейший опыт экстрагирования культурной концентрации, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни». Соотнесенность нравственного идеала с местной историей позволит современной аудитории не только ощутить свою причастность к литературному наследию края, но и почувствовать ответственность за сохранение и восстановление отечественной культурной традиции.

Так, например, А. М. Горький хорошо знал жизнь мордвы, наблюдал ее в бытность свою в Нижнем Новгороде и особенно в Арзамасе встречался с мордвой во время своих путешествий по Оке и при посещении в 1904 г. Пензенской губернии. Еще в детстве А. М. Горький близко общался с представителями мордовского народа, некоторые из них были его друзьями. О большом знании быта мордвы свидетельствуют его художественные произведения и устные высказывания. Быт мордовского народа, его нравы и обычаи, характер мордвина-труженика нашли отражение в ряде произведений писателя. Так, например, во время одной из бесед с мордовскими писателями А. М. Горький заявил: «Хочется мне пройти по Волге, зайти и посмотреть мордовские леса. Гораздый народ мордва...»6.

В рассказе «Знахарка» Горький вывел колоритный образ трудолюбивой и волевой женщины-мордовки. Взгляды и поведение Иванихи в значительной степени отражают традицию антикрепостнического движения мордвы Терю-шевской волости. А. М. Горький с замечательной силой и глубиной нарисовал образ энергичной и бесстрашной женщины-мордовки, которая под видом «знахарки» выступала с протестом против социального и национального угнетения мордвы самодержавием уже в пореформенные годы. В рассказе «Ледоход» Горький создал обаятельный образ мордвина-плотника Леньки, по прозвищу «народец». Одному из своих рассказов Горький дал название «Мордовка». В нем Горький нарисовал обаятельный образ девушки-мордовки Лизы с чуткой и доброй душой.

Говоря о культуре региона, следует сказать и о том, что у А. М. Горького были на приеме или переписывались с ним мордовские писатели и поэты А. Завалишин, А. Доро-гойченко, Ф. Чесноков, Д. Морской, П. Кириллов, Н. Эркай, П. Гайни. Вклад Горького в развитие мордовской национальной культуры многогранен, а что касается литературы, то ее формирование протекало под непосредственным воздействием Алексея Максимовича.

Третье направление в рамках взаимодействия культуры региона и литературного краеведения — исследование литературной жизни в регионе. Здесь предметом исследования является не только литература, но и формы ее современного социального бытования. Имеются в виду писательские объединения, газеты, журналы, альманахи, деятельность издательств, различные формы непосредственного общения с читателями (литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи с аудиторией и т. д.).

 

 

«Литературная жизнь» — понятие историческое. Она возникает в определенных общественно-исторических условиях и развивается в соответствии со спецификой региона и логикой общенационального развития. Еще в 20-е гг. ХХ в. появились термины «литературное гнездо», «областные культурные гнезда». Предложивший их Н. К. Пиксанов писал: «Если в городе в течение многих лет существует литературный кружок, где участвуют даровитые люди, где читаются поэтические произведения, где об суждаются литературно-теоретические вопросы, если в этом кружке под влиянием авторитетных старших сочленов воспитывается дарование молодо го поэта, который потом выступит в столичной печати, — это литературное гнездо... Областные культурные гнезда... должны обладать тремя постоян ными признаками: определенный круг деятелей, постоянная деятельность и выдвижение питомцев»7.

В XIX в. именно из среды местной интеллигенции вышли многие русские писатели. В настоящее время перед провинциальной культурой стоит большая задача — восстановление института местной интеллигенции. Образованные интеллектуалы в провинции должны иметь возможность внепро-фессионального общения, создания определенной духовной среды, которая будет притягивать к себе новых участников. У каждого жителя региона должна быть реальная возможность попасть в эту среду через участие в литературном процессе или его обсуждения. Присутствие в культурной жизни региона высокодуховного центра, имеющего к тому же возможность выхода на широкую аудиторию, само по себе будет служить моделью повседневного поведения и отношения к общественным проблемам. Здесь потенциал культурной деятельности настолько велик, что заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения. Предварительно можем сказать, что речь идет о создании масштабных проектов, осуществление которых невозможно без поддержки влиятельных общественных сил и государства.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 См.: Поелуева Л. А. Средства массовой информации в культуре переходного периода. Саранск, 2004.

2 Травушкин Н. С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук // Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967. С. 162.

3 Лихачев Д. С. Необходим справочник «Литературные места России» // Лит. газ. 1980. 12 марта.

4 Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда. М.; Л., 1928. С. 61—62.

5 Седова Л. В. Ознакомление русских учащихся с культурой Мордовии. Методические рекомендации. Саранск, 1993. С. 5.

6 Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1953—1956. Т. 10. С. 146.

7 См.: Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1951. С. 112.

Поступила 18.03.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная