Н. В. Проскура. Определение перспектив развития локальных розничных сетей с использованием методики определения емкости каналов их распределения

Н. В. ПРОСКУРА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕМКОСТИ КАНАЛОВ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОСКУРА Наталья Викторовна, аспирант кафедры маркетинга Вятской государственной сельскохозяйственной академии (г. Киров).

Процессы, происходящие в экономике страны и направленные на активное реформирование всех ключевых звеньев национальной хозяйственной системы, наиболее динамичным образом проявляются в сфере торговли и особенно заметны в розничной торговле. Находясь в фазе активной структурной перестройки, сектор торговли демонстрирует сегодня наряду с тенденцией некоторого постепенного сокращения удельного веса торговли на рынках весьма значимую тенденцию к интенсивному увеличению доли торговых сетей в розничном товарообороте. Так, по данным Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования рост товарооборота в торговых сетях розничной торговли только за период с 2000 по 2004 г. увеличился с 1 до 15,6 % и продолжает активно возрастать.

Совокупность отмеченных выше обстоятельств и тенденций позволяет говорить об актуальности применения методики определения емкости каналов распределения розничных сетей для народного хозяйства страны в целом и ее регионов в частности.

Каналы распределения — одна из наиболее сложных и неизученных проблем российского маркетинга. Модератором каждого из каналов распределения будет являться «...юридическое лицо, которое может существенно влиять на предпочтения по товару у конечных и промежуточных потребителей и доводящий до них материальный поток, создаваемый данным товаром, а также сопутствующий ему сервис»1.

Выход на ключевые позиции розничного сектора на современном этапе экономического развития России требует новых подходов к организации торговой деятельности в рамках каналов распределения. Сейчас розница — не отдельно взятый магазин, а сеть магазинов, проводящая единую ценовую и ассортиментную политику. Соответственно и определение емкости канала также состоит в прямой зависимости от емкости розницы.

Методика определения емкости каналов распределения розничных сетей включает в себя учет и разработку ряда факторов: географическое расположение магазинов розничной сети; развитость инфраструктуры района, где расположены магазины розничной сети; историко-культурные и национальные традиции региона; социально-демографическое положение в регионе; территориально-климатические условия; статистические данные по экономическому развитию региона, где располагается розничная сеть (уровень дохода населения, процент дохода, выделяемый на покупку продуктов питания, индексы цен, численность населения); маркетинговые данные (полевые исследования и опросы экспертных групп; предпочтения по ассортименту, магазинам, дополнительному сервису и пр.); основные признаки магазина как части розничной сети (архитектурно-географические особенности расположения, конструктивно-технические особенности здания, организация внутреннего пространства, уровень организации торговли, дополнительный сервис, реклама и пр.); товароведческие факторы (ассортиментная политика, работа с учетом правил мерчендайзинга).

На основании вышеперечисленных факторов выявляются стратегически значимые параметры для каналов распределения розничной сети: зона влияния, тенденции в ведении ассортиментной политики, построение логистической схемы движения материального потока от поставщиков к магазинам розничной сети, фактический и потенциальный товарооборот розничной сети (емкость канала распределения).

В г. Кирове своя особенность розницы. Ярко выраженный дискаунтер (магазин, торгующий потребительскими товарами длительного пользования по сниженным ценам без предоставления каких-либо дополнительных услуг) один — «Новые Просторы»; а также супермаркет, построенный в соответствии с современными требованиями — «Глобус». В городе представлены магазины формата «магазин у дома» и малые супермаркеты.

По описанной выше методике рассчитан розничный товарооборот г. Кирова, который составляет 46,2 млн руб. в день. Покупательский поток — 410 тыс. чел., средний чек — 118,5 руб. на одного покупателя. Данные — на период ноябрь 2007 г. — февраль 2008 г.

Данная методика успешно применялась в городах Сыктывкаре (Республика Коми), Великом Устюге (Вологодская область), районных центрах Лузе, Белой Холунице, Слободском, Юрье, Кирово-Чепецке (Кировская область).

К преимуществам методики, несомненно, относится простота использования, возможность ежедневно получать цифры по товарообороту рассчитанных розничных торговых точек; поддается применению начинающими специалистами и работниками (экономия на издержках). Методика позволит определять потенциальный товарооборот любого магазина или потенциальной торговой точки, рассчитать ассортиментную матрицу, определиться с поставками товаров, что необходимо для бесперебойного функционирования каналов распределения, перечнем дополнительного сервиса.

Согласно проведенным исследованиям, более 80 % производителей и почти 100 % дистрибьюторов не обладают полной информацией о том, где можно купить их товар в опт или розницу в каждом российском регионе. В то же время обладание такими сведениями дает мощнейшие конкурентные преимущества.

Кировская область является дотационным регионом, т. е. уровень жизнеобеспеченности ее жителей ниже, чем в других регионах. Происходящая ныне и ожидаемая в ближайшей перспективе дальнейшая реструктуризация потребительского рынка будет связана с экспансией в регионы розничных сетей (в том числе федеральных и иностранных). При этом ожидается, что доля розничных сетей на рынках потребительских товаров России к 2020 г. достигнет 60—70 %.

По оценкам экспертов ведущих федеральных сетей «X5 Retail Group», «Магнит», «Квартал Виктория», Кировская область стоит в четвертой очереди на приход крупных игроков ритейла. Первая очередь — столичные и крупные города, являющиеся крупными центрами сосредоточения материальных, информационных и ресурсных потоков с хорошо развитой инфраструктурой (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород). Вторая — крупные города-миллионники (Новосибирск, Самара, Ижевск). Третья — города, не являющиеся областными центрами, но обладающими высоким уровнем привлечения инвестиций, развитой инфраструктурой (Набережные Челны, Тольятти). Четвертая — областные центры и города с населением от 200 до 500 тыс. чел. В городах, стоящих в первых трех группах, уже существуют федеральные национальные и иностранные сети. В настоящее время подходит очередь четвертой группы.

 

 

Неизбежное при развертывании таких процессов обострение конкуренции между региональными (локальными), российскими (федеральными) и зарубежными (глобальными) торговыми сетями может иметь в качестве возможных последствий переход от ценовых форм конкуренции (на первом этапе) к преимущественно неценовым формам, что в целом будет служить обеспечению дополнительных преимуществ для конечных потребителей продукции.

С начала 2008 г. более десятка федеральных продовольственных сетей заявили о своих намерениях на вход в Кировскую область. Но проекты пока не реализуются. «В ответ на обращения мы предлагаем как свободные площади, так и территории в центральной части города, где предполагается снос зданий. Однако крупных земельных участков для реализации проектов по строительству торговых центров в городе практически нет: их и не было. А инвесторам необходимы территории площадью более 5 га»2.

В Кировской области существует значительный потенциал для торговли в формате гипермаркет. 2008—2009 гг. должны явится знаковыми для розничной торговли Кировской области — приход федеральных сетей, способных создать сильную конкуренцию локальным торговым сетям. Поэтому особенно актуальным становится использование методики при выборе направлений дальнейшего развития Кировских локальных розничных сетей.

Анализ фактической емкости розницы Кировской области показывает, что лидирует розничная сеть «Глобус». Остальные сети существенно отстают от лидера. Поэтому при рассмотрении перспектив локальной розницы с приходом федеральных сетей можно ориентироваться на выделенного крупного игрока — «Глобус» (остальные сети будут идти с понижением показателей «Глобуса»).

Для локальных розничных сетей, которые не выдержат конкуренции с федеральными, есть вариант франчайзинга. Являясь одной из перспективных форм современной сетевой торговли франчайзинг предоставляет значительные преимущества его участникам, которые в общем балансе превосходят основные прогнозируемые риски для его участников, особенно с точки зрения конкурентоспособности в условиях неуклонно глобализирующего рынка3.

Некоторое, достаточно общее, но характерное представление о значительных различиях, существующих между различными типами розничных торговых сетей России и отдельных региональных розничных сетей ближнего зарубежья по таким важным параметрам методики определения емкости каналов распределения, как тип и формат сети, торговая площадь, общее количество произведенных торговых операций (количество чеков), объем торгового оборота, дают данные, представленные в таблице. Не ставя задачи дать подробный сравнительный анализ преимуществ для региональной торговли тех или видов торговых структур, можно, тем не менее, констатировать, что из 34 сетей 23 позиционируют себя именно как локальные, то есть сети регионального значения, а к типу федеральных, то есть имеющих общероссийский или международный статус относятся 11 сетевых розничных структур4.

Розничная торговля в Кировской области будет оставаться в центре процесса консолидации. На рынке в рамках реализации стратегии продвижения в регионы будет происходить интеграция мелких местных торговых сетей в более крупные. Использование методики определения емкости каналов розничных сетей позволит сохранить влияние локальных розничных сетей в регионе и выявить конкурентные преимущества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Беспятых В. И., Проскура (Русских) Н. В. Каналы распределения в системе маркетинга предприятия // Актуальные вопросы экономической науки: стратегии регионального развития. Сб. науч. тр. Международ. конф. Киров, 2005.

2  Пресс-конференция заместителя главы администрации г. Кирова А. Преснецова.

3  См.: Франчайзинг // Электрон. ресурс [режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki].

4 Рейтинг «Лучшая розничная сеть—2007», осуществленный компанией Business to Business Conference Group.

Поступила 05.12.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная