И. А. Афанасьева. Региональные аспекты государственного регулирования сельскохозяйственных предприятий

И. А. АФАНАСЬЕВА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

АФАНАСЬЕВА Ирина Александровна, аспирант кафедры экономики и логистики Мордовского государственного университета.

Сельское хозяйство, как и вся экономика страны, переживает сложный период своего развития. Тяжелое финансово-экономическое положение аграрного сектора требует его государственной поддержки и финансово-экономического оздоровления предприятий, которое выражается в расширении возможности финансирования по линии кредитной кооперации, списании и реструктуризации долгов, совершенствовании системы страхования сельскохозяйственных рисков. Свидетельством намерений государства вывести агропроизводство из затянувшегося кризиса является стремление добиться восстановления животноводства, обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, стимулировать развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях. Увеличение среднемесячной заработной платы сельскохозяйственных работников является показателем включения сельского хозяйства в число наиболее приоритетных направлений развития российской экономики.

На начало 2008 г. в сельской местности Республики Мордовия проживало 343,8 тыс. чел., или 40,5 % населения республики. В сельском хозяйстве занято 27,5 тыс. чел. (10,4 %). Во всех категориях хозяйств имеется 1 658,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий (63,5 % территории), из них 1 110,7 тыс. га пашня (67 % сельхозугодий), поэтому состояние и уровень развитие АПК во многом определяют социально-экономическую ситуацию в республике, устойчивость развития сельских территорий и жизнеобеспечения всего населения1.

Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности (для покупки 1 т бензина А-76 в 2007 г. требовалось продать 5 600 кг зерна), сельское хозяйство остается интегрированным в экономику республики и занимает в ней значительное место. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике республики. Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 15,8 % их объема в экономике республики и увеличился по сравнению с 2003 г. на 3,7 %. Это связано с тем, что сельское хозяйство — отрасль, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

В целях ускоренного развития сельскохозяйственного производства Мордовии требуется активное привлечение капитала в отрасль. Для повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия. Эффективное функционирование сельского хозяйства предполагает осуществление мероприятий по созданию условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержку почвенного плодородия, создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

Социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса Республики Мордовия за прошедшие годы характеризовалось положительной динамикой в развитии сельскохозяйственных предприятий. На протяжение 5 лет в сельском хозяйстве республики наблюдается экономический рост. За период с 2003 по 2007 г. объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился с 8,7 млрд руб. до 18,6 млрд руб., или на 30 % (в сопоставимых ценах). Однако финансовая ситуация в сельском хозяйстве республики остается сложной: кредиторская задолженность по сельскохозяйственным предприятиям превышает объем реализации на 818 млн руб., остается низкой среднемесячная заработная плата работников, за 2007 г. она составила 4 089 руб. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство. Отставание темпов экономического роста в сельском хозяйстве от роста промышленного производства, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Несмотря на то, что с 2003 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась с 579 руб. до 4 089 руб. в 2007 г., или в 7 раз, уровень оплаты труда в сельском хозяйстве республики остается одним из самых низких и составил в 2007 г. 64,3 % от средней величины по всем отраслям экономики.

Существует несколько причин относительно медленного развития сельского хозяйства. Основными, на наш взгляд, являются, во-первых, низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-эколо-гического потенциала. Во-вторых, неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции. В-третьих, финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной дека-питализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции (за 2007 г. застраховано всего 7,5 % посевов зерновых культур), диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и товары производственно-технического назначения и услуги для нужд сельского хозяйства. За период с 2003 по 2007 г. индекс роста цен на сельскохозяйственную продукцию составил 10,9 раза, на товары производственно-технического назначения — 123 раза. В-четвертых, дефицит квалификационных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

На современном этапе реформ осуществляется активный поиск форм и методов финансового оздоровления предприятий и организаций АПК, с одной стороны, адекватных рыночному курсу экономических и институциональных преобразований, с другой, учитывающих реальный спрос на финансовые средства. Большинство сельхозтоваропроизводителей испытывают острую потребность в заемных средствах на текущую деятельность и инвестиционные цели. Однако низкий уровень платежеспособности ограничивает их доступ на рынок финансовых услуг. Несмотря на то, что сельское хозяйство в целом демонстрирует положительные финансовые результаты, доля убыточных предприятий по-прежнему составляет почти 50 % от их общего числа. Такие предприятия не могут осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство и являются потенциальными банкротами. Почти три четверти хозяйств имеет просроченную задолженность перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами и поставщиками ресурсов производства.

Анализ причинно-следственных связей приводит к выводу, что данная ситуация сложилась под воздействием ряда неблагоприятных факторов: природно-климатические условия, сезонность производства, снижение внутрихозяйственного и межотраслевого воздействия. В последние годы даже благоприятные для выращивания сельхозкультур территории страны систематически подвергались стихийным бедствиям, которые нанесли значительный материальный ущерб агробизнесу. Кроме того, нестабильность валовых сборов зерна как основного компонента кормопроизводства отражается на объемах животноводческой продукции и является одной их причин постоянного сокращения поголовья скота и птицы.

Несовпадение по времени потребности в финансовых ресурсах, и появление собственных источников этих ресурсов происходит под влиянием фактора сезонности производства. А низкий уровень капитализации сельхозпредприятий предопределяет их полную зависимость от кредиторов. Понятно, что чем слабее хозяйство в финансовом отношении, тем выше эта зависимость и тем меньше шансов приобрести необходимые ресурсы на выгодных условиях.

В последние годы все отчетливее проявляется снижение внутрихозяйственного и межотраслевого взаимодействия. Разобщенность и отчуждение различных сфер АПК привели к возрастающему диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и предприятий смежных отраслей, уменьшению концентрации производства, снижению производительности. Цены диктует перерабатывающее звено, ибо оно непосредственно создает готовый продукт. Собственники перерабатывающих предприятий стремятся лишь к максимилизации прибыли, поэтому им выгодно держать закупочные цены на низком уровне. По оценкам экспертов, ежегодные финансовые потери отрасли от диспаритера цен составляют 35—40 млрд руб., что значительно превышает объем субсидий из федерального бюджета. Особенно ярко выражен диспаритет цен на горючее, смазочные материалы и продукцию растениеводства. Если за последние годы цена на зерно увеличилась примерно в 10 раз, то цена на дизельное топливо за тот же период — более чем в 120 раз. Опережающий рост цен на энергоресурсы приводит к повышению себестоимости продукции сельского хозяйства. В целях избежания отрицательных последствий, необходимо обеспечение рациональных пропорций ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы промышленного происхождения.

 

 

Необходимы мероприятия, направленные на финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий. Во-первых, целесообразно расширять возможности финансирования по линии крестьянской кредитной кооперации. Интеграция по кооперативному типу имеет ряд преимуществ: возможность объединения финансовых ресурсов для инвестиций в сельскохозяйственное производство или формирования инфраструктуры; льготы при использовании материально-технической базы, финансовых средств; ускорение и упрощение взаиморасчетов; согласование ценовой политики. Финансовая стабильность сельских кредитных кооперативов достигается путем повышения показателей возвратности и оборачиваемости средств, увеличения паевого капитала, совершенствования кредитного портфеля.

Во-вторых, важным направлением финансово-экономического оздоровления предприятий АПК является списание и реструктуризация долгов. Из общей суммы задолженности сельскохозяйственных предприятий примерно 50 % составляют штрафы и пени. За исключением небольшой группы сравнительно крепких хозяйств подавляющее большинство предприятий не способно их выплатить.

В-третьих, необходимо совершенствовать систему страхования сельскохозяйственных рисков. Недостаточность страховых субсидий при растущем спросе на них приводит к невыполнению государством своих обязательств по покрытию 50 % расходов крестьян на страхование будущего урожая. Если учесть, что ответственность страховых организаций при страховании посевов составляет 70 % страховой суммы, а также то, что многие хозяйства не могут оплатить и четверти начисленных страховых взносов, то величина выплат страховщиков окажется незначительной по сравнению с убытками при потере урожая по объективным причинам. В итоге господдержка страхования в большинстве случаев не позволяет обезопасить сельхозтоваропроизводителей от убытков. Улучшение ситуации возможно при расширении бюджетной поддержки хозяйств на уровне субъектов Федерации, а также путем включения соответствующих расходов в кредиты, выдаваемые по программам субсидированного кредитования.

В-четвертых, необходимо внедрение более гибкой и реальной системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий, которая предполагает введение единого земельного налога, взимаемого по твердым ставкам с закрепленной земельной площади с учетом качества земли взамен действующей системе высоких налогов.

Сложившаяся ситуация в АПК предопределяет органичное сочетание рыночного механизма с государственным регулированием, которое должно, на наш взгляд, осуществляться по нескольким основным направлениям: формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных сельхозпроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и научных исследовании в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с использованием ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особое значение имеют цены. В целях оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики следует предусматривать некоторые меры: применение предельных коэффициентов соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельхозсырье; заключение ценовых соглашений между хозяйствами, организациями производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения АПК по согласованию с антимонопольными органами; стимулирование создания сбытовых сельхозкооперативов, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельхозпроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.

Важнейший способ государственного регулирования — реализация национального проекта «Развитие АПК», которая проводится по трем направлениям: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным и комфортным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Говорить о том, что имеется устойчивая отдача от реализации нацпро-екта, пока преждевременно, но уже благодаря ему налицо положительная динамика в развитии личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств, наметились пути улучшения их финансового состояния.

Доступное кредитование сельхозпроизводителей является несомненным плюсом национального проекта. Но на сегодняшний момент принципиально важно, чтобы нынешняя система власти оказалась способна эти средства правильно расходовать и достичь запланированных показателей.

Вполне очевидно, что ускоренное развитие агропроиз-водства возможно только при организационном участии государства, обеспечении взаимодействия всех секторов экономики, направленного на разработку наукоемких технологий, постановку на серийное производство прогрессивных видов техники, подготовку высококвалифицированных кадров, способных широко внедрять инновации.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее и использованы данные Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008—2012 годы. Саранск, 2008. С. 8.

Поступила 14.06.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная