Е. А. Ермолаева. Информационная среда управления малого города: состояние, проблемы и тенденции развития
Е. А. ЕРМОЛАЕВА
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ МАЛОГО ГОРОДА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЕРМОЛАЕВА Елена Александровна, аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета.
Ключевые слова: информационная среда управления, информационные потребности населения, муниципальная власть, муниципальное образование
Key words: informative environment of management, informative requirements of population, municipal power, municipal entity
В течение последних десяти лет исследование проблем информационной среды управления стало одним из ведущих направлений отечественной и зарубежной социологии. Информационная среда управления должна способствовать гармоничному развитию общества. Для этого необходимо, чтобы ее формирование было основано на комплексе правовых и социальных норм.
Предметная сторона исследования проблемы заключается в анализе состояния информационных ресурсов общества, имеющих самоформирующийся характер со свойственной ему стихийностью и непредсказуемостью, что в свою очередь создает ряд проблем для современной информационной среды управления: отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов; отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов; отсутствие координации при создании федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению, недооценке экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов.
Вышеперечисленные проблемы диктуют необходимость формирования и дальнейшего регулирования информационной среды. Однако при создании модели информационной среды необходимо учитывать потребности как управляющих органов, так и населения. Двусторонняя природа информационной политики предполагает, с одной стороны, решение государственных задач, с другой — наличие гуманитарной составляющей. В связи с этим специфика информационной среды управления муниципального образования заключается в соответствии модели информационной среды требованиям общества, выдвинутым процессом управления, и потребностям граждан.
С одной стороны, власть на местном уровне нуждается в обеспечении открытости деятельности органов муниципального управления. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную и достоверную информацию о своих решениях и действиях. С другой стороны, местная власть обязана удовлетворять потребность населения в информации, основываясь при этом на запросах людей. Каждый житель муниципального образования должен иметь доступ к полной, достоверной и объективной информации, предоставляемой в удобной форме для поиска и восприятия, и при этом информационная среда должна соответствовать основным функциям и задачам органов местного самоуправления.
Исследование информационных потребностей населения Губкинского городского округа Белгородской области, проведенное нами в 2010 г. (анкетный опрос, отбор респондентов произведен по квотной выборке, N = 600), позволяет диагностировать текущее состояние информационной среды муниципального образования, а также определить ее оптимальные характеристики, необходимые для динамичного развития информационных взаимодействий и муниципального образования в целом. В основе методологии исследования лежит оценка уровня информированности населения о деятельности органов муниципальной власти, каналах получения информации гражданами.
Исследование информационных потребностей населения Губкинского городского округа показало, что удовлетворены качеством предоставления информационных услуг всего 36 % опрошенных, а качеством информационного обеспечения процесса управления — 41,3 %. Важно отметить, что больше половины опрошенных (53 %) считают себя плохо информированными о деятельности органов местного самоуправления, на недоступность информации о деятельности органов муниципальной власти указали 30,7 %, при этом лишь 10,5 % ответили, что не интересуются этим. С одной стороны, высокий процент заинтересованности населения в получении информации о деятельности органов муниципального управления косвенно свидетельствует о достаточно высоком уровне доверия власти, с другой — указывает на проблему в информационном взаимодействии власти и населения.
Узнают о деятельности органов местного самоуправления из газет 70,9 %, из телевидения — 60 %. С этим отчасти связано и недовольство населения своей информированностью. Дело в том, что в Губкинском городском округе нет своего телевизионного канала вещания, поэтому телевидение здесь встраивается в один из федеральных каналов в строго отведенные часы. А ведь именно телевидение пользуется наибольшим доверием у населения, об этом свидетельствуют ответы 68,4 % опрошенных, и именно оно является наиболее приемлемым способом получения информации (68,6 %).
Интернет-ресурсы органов местного самоуправления в Губкинском городском округе развиваются стремительно. Они достаточно информативны, однако лишь 12 % опрошенных получают информацию о деятельности органов местной власти с помощью Интернета, притом что ежедневно пользуются Интернетом 49,5 % опрошенных, раз в месяц — 20,5 %, никогда — 21,8 %. Важно отметить, что ежедневно пользуются Интернетом 31,5 % сельских жителей и 55,4 % горожан.
Встречи с представителями местного самоуправления назвали источником получения информации о деятельности органов муниципальной власти лишь 7,7 % опрошенных. Тот факт, что в полноте и достоверности информации, получаемой от представителей местного самоуправления, уверены 9,7 %, не уверены 41,8 %, а 48,4 % затрудняются с ответом, объясняется тем, что встречи населения с представителями местной власти происходят планово, по указанию главы Губкинского городского округа на предприятиях, в муниципальных учреждениях и, как правило, в рабочее время, что указывает на принудительный характер таких встреч. Практически их никогда нет по инициативе населения.
Также важно отметить, что 49,5 % опрошенных испытывают трудности с пониманием информации, получаемой от представителей органов местного самоуправления, а информация, полученная из других источников, вызывает трудности в понимании у 11,1 % (телевидение), 9,5 % (радиовещание) и 13,5 % (печатные СМИ) опрошенных.
Треть населения не знает об основных целевых программах, реализуемых в Губкинском городском округе: «Молодежь Губкинского городского округа» (26 %), территориальная комплексная целевая программа «Губкинская школа здоровья» (30 %), комплексная целевая программа улучшения демографической ситуации в Губкинском городском округе (31,4 %), программа «Развитие футбола на территории Губ-кинского городского округа» (22,9 %), программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Губкинского городского округа» (20 %), целевая программа «Развитие сельской культуры в Губкинском городском округе» (32,4 %) (45,5 % сельских жителей считают ее малоэффективной).
У людей сформировано скептическое отношение к понятию «открытая власть». Лишь 7 % опрошенных считают открытость органов власти необходимым условием для эффективного управления, 10 % — для борьбы с коррупцией, а 26,3 % опрошенных утверждают, что открытость власти — лишь дополнительная отчетность чиновников. На недоступность информации о деятельности органов муниципальной власти указывают 30,7 % опрошенных, при этом 37,8 % из них — это работники бюджетной сферы, 33,3 % — пенсионеры и 66,7 % — предприниматели. Также важно и то, что указывают на доступность информации о деятельности пенсионного фонда 48,2 % пенсионеров, на ее недоступность — 14,8 %.
Изучение состояния обратной связи с населением показало, что наиболее эффективным каналом информационного взаимодействия с органами власти респонденты считают Интернет, при этом пользовались электронными формами коммуникации с муниципальными органами власти лишь 17,7 % опрошенных.
Исследование содержания информационной среды управления отражает тематику информации, в которой нуждаются люди и которая соответствует информационным предпочтениям населения. Так, регулярно получать информацию развлекательного характера желает 51 % опрошенных, в политической и правовой информации нуждаются 33,5 и 41,4 % соответственно. Также 49 % опрошенных отмечают, что содержание информационной среды (тематика информации) за последние 10 лет изменилось в лучшую сторону. Изменение в лучшую сторону полноты, актуальности и достоверности отметили 54,1, 52,8 и 59,8 % соответственно. Значительная часть опрошенных (41,8 %) считает, что достоверность информации осталась неизменной. Контроль за содержанием СМИ считают необходимым 76 % опрошенных, при этом больше всего в этом нуждаются телевидение и печатные СМИ (72 и 61,7 % соответственно).
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты указывают на ряд проблем в системе информационного обеспечения муниципального управления в Губкинском городском округе: недостаточная информированность населения о деятельности органов местного самоуправления; отсутствие эффективного канала обратной связи органов власти с населением; недостаточная информативность интернет-ресурсов органов власти; неоднозначная оценка содержания информационной среды и необходимость предварительного контроля за информацией в СМИ; недовольство качеством предоставления информационных услуг; низкая оценка качества информационного обеспечения процесса управления.
Эти проблемы диктуют необходимость внедрения комплекса мер по изменению существующей информационной среды: улучшение качества предоставления населению информации о деятельности органов муниципального управления, что предполагает большую доступность для получения и восприятия информации; внедрение системы предварительных анонсов или рекламных объявлений о различных возможностях удовлетворения потребности в интересующей информации; создание справочных пунктов, позволяющих населению быстро и в доступной форме получить интересующую информацию по насущным вопросам, касающимся правового регулирования, пенсионного обеспечения и др.; усовершенствование сетевых ресурсов органов власти; создание подразделения, ответственного за наполнение информационной среды управления актуальным контентом.
Поступила 30.12.10.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная