И. Л. Сиротина. Альтернативные культурные парадигмы
И. Л. Сиротина
Альтернативные культурные парадигмы1
И. Л. Сиротина, доктор философских наук, профессор
Одним из актуальных направлений современной гума-нитаристики становится пристальное внимание к народной культуре. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии. Однако в любом случае их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии, а не только как достояние истории. В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, вне-личностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре.
Одновременно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение. Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и различные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации. Яркой иллюстрацией такого механизма служит Институт национальной культуры. Учрежденный в конце XX в., он 20 лет выполняет комплексную функцию сохранения и воспроизводства лучших образцов народной культуры, обучения ее канонам новых поколений мастеров и исполнителей.
В новой России к этому процессу подключились имиджевые технологии. Характерно использование элементов традиционных промыслов для поддержания корпоративной культуры отдельных предприятий. Многочисленны жостовские подносы, хохломские тарелки или палехские шкатулки с логотипом той или иной фирмы. Логотипами или изображениями различных изделий «украшаются» сегодня предметы гжели. Их вкрапляют в вышивку на полотенцах и рубахах, в узор на изделиях художественной резьбы.
Матрешки сегодня смотрят на нас лицами поп-звезд и политиков, глиняная игрушка обретает самые причудливые массовые (часто «мультяшные») формы.
По-видимому, потребность в альтернативных культурных парадигмах особенно актуализируется в наиболее сложные, переходные, кризисные эпохи, переживаемые нами на грани веков. Именно в такое время становятся вполне приемлемыми разные, в том числе взаимоисключающие, направления социальных, религиозных, научных, художественных поисков, а также, соответственно, множатся критерии оценки результатов. Наука пересекается с обыденным знанием, расширяет проблемно-предметные горизонты.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная