Л. А. Давлетшина. Формы и методы профессиональной ориентации будущих специалистов в муниципальных образовательных учреждениях региона
Л. А. ДАВЛЕТШИНА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА
ДАВЛЕТШИНА Лилия Авальевна, заместитель директора по учебно-методической работе Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессионально значимые качества, профилизация обучения, ресурсный центр, предпрофильная подготовка, методы профориентационной работы Key words: professional orientation, professionally significant qualities, profilisation of education, resource centre, under-profile preparation, professional orientation work methods
Перемены, произошедшие в последние десятилетия во всех сферах общества, изменили требования к профессиональной ориентации будущих специалистов. Профессиональная ориентация населения в условиях планового ведения хозяйства и гарантированной занятости была направлена на выбор из широкого спектра профессий, которые, с одной стороны, совпадали с интересами людей, с другой — удовлетворяли потребности плановой экономики. Существовавшая десятилетиями система, эффективная в тот период, в дальнейшем не смогла способствовать готовности людей к жизнедеятельности в условиях рынка труда и адаптации к его требованиям. Назрела потребность в перестройке этой системы с учетом требований рынка труда.
Современные экономические отношения в обществе привели к переходу системы школьного образования к принципиально новым парадигмам организации учебно-воспитательного процесса. Закон РФ «Об образовании» создал необходимую нормативную базу, определил стратегию государственной политики в системе образования и обозначил общие ориентиры ее развития. Согласно закону, образовательные учреждения имеют возможность разрабатывать и реализовывать программы развития образования, устанавливать перечень профессий и специальностей и, ориентируясь на них, должны организовывать общеобразовательное обучение. В результате многие обычные общеобразовательные школы стали преобразовываться в лицеи, гимназии или создавать специальные классы определенной направленности, что означает переход от унифицированного образования к многовариантному.
Многовариантность общеобразовательных заведений обеспечила учащимся и их родителям возможность выбирать тип учебного заведения, формы и методы обучения. Среди инновационных общеобразовательных учебных заведений можно выделить несколько типов: школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, школы-гимназии и школы-лицеи.
Характерной чертой практически всех инновационных школ является специализация и профилизация общего образования. Как показывает практика, основой профилизации и специализации общеобразовательных учебных заведений могут служить либо учебный предмет или их группа, либо профессиональные намерения учащихся. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно ввести деление специализированных школ или классов на две группы: школы (классы) с предметной направленностью (гуманитарные, математические, лингвистические, физические и т. д.); школы (классы) с профессиональной направленностью (педагогические, медицинские, юридические и т. д.). Главным отличием этих групп является то, что первая ограничивает область знаний или направление, в которой учащийся планирует выбрать будущую профессиональную деятельность, вторая ведет подготовку по конкретной профессии. Иными словами, профессиональная ориентация в школах (классах) второй группы более конкретна и целенаправленна. Процесс обучения в школах (классах) с предметной направленностью проводится согласно профилизации. Один или несколько учебных предметов, зависящих от профиля, изучаются по углубленным программам. Здесь можно говорить о профессиональной ориентации, основанной на связи профессионального интереса учащихся и познавательного интереса к той области знаний, в которой находится выбираемая профессия.
Отличительными чертами профессионально-ориента-ционной работы в школах (классах) с профессиональной направленностью является непосредственное знакомство с профессией через введение специальных профессиональных учебных предметов, проведение профессионально направленных практических занятий, использование профессиональной атрибутики (например, ношение морской формы для учащихся речного лицея или белых халатов для будущих врачей), получение документа о владении определенной специальностью. Перечисленные условия создают в общеобразовательном учебном заведении атмосферу профессии, которая оказывает влияние на формирование профессионального самосознания учащихся, необходимого для более сознательного и обдуманного выбора будущей профессии.
В процессе формирования профессионально значимых качеств можно выделить несколько этапов. Первый — это получение учащимися информации о специфических требованиях, предъявляемых данным типом профессии к человеку. Основной целью на этом этапе является доведение содержания профессионально значимых личностных качеств до сознания учащихся. Второй этап заключается в сознательном самонаблюдении учащимися за формированием профессионально значимых качеств при непосредственном участии в профессиональной деятельности, т. е. неоднократное их проявление в учебно-трудовой деятельности учащихся. С момента понимания субъектами содержания будущей специальности начинается сущностная внутренняя профессиональная ориентация юноши и девушки на данный тип профессии. Обучаемый определяет, соответствуют ли его внутренние личностные качества требованиям профессии. Если нет, то целесообразно поменять профессиональную направленность, если да, то необходимо продолжать развитие профессионально значимых качеств. На третьем этапе можно прогнозировать с большой вероятностью степень сформи-рованности профессионально значимых качеств личности и определить перспективу их дальнейшего развития уже в профессиональной деятельности1.
Реализация процесса формирования профессионально значимых качеств эффективнее происходит в условиях включения учащихся в профессиональную деятельность или в условиях, приближенных к ней. Такие условия создаются в школах, где есть классы с профессиональной направленностью.
Специфика профессиональной ориентации в обычных общеобразовательных школах заключается в посещении учащимися учебно-производственного комплекса (УПК). Результаты проведенных исследований показали, что с УПК сотрудничают только обычные общеобразовательные школы. Учащиеся школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев не проходят обучения в УПК. Этот факт можно объяснить тем, что, во-первых, в этих типах школ обучение ведется с определенной профильной направленностью, что считается достаточным для профессиональной ориентации учащихся и подготовки их к выбору будущей профессии. Во-вторых, большинство учащихся этих школ ориентируются на продолжение образования в вузах, поэтому у них нет необходимости в получении специальности более низкой квалификации. В-третьих, углубленная программа обучения, большая учебная нагрузка школьников не оставляют времени на посещение УПК.
Говоря о профессиональной ориентации учащихся и профилизации обучения, нельзя не затронуть вопрос о введении обязательного профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля 2002 г. № 2783 ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Целями профильного обучения являются обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным ка-
тегориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширение возможностей социализации учащихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда несколько предметов изучаются по углубленным программам, а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя несколько типов учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные2.
Таким образом, утверждение Концепции профильного обучения выводит профессиональную ориентацию на правовую основу. Это будет способствовать разработке научно обоснованной системы профессиональной ориентации и до-профессиональной подготовки, а также обеспечит возможность для молодежи вступать в трудовую деятельность более сознательно, что значительно повысит уровень их адаптации в трудовой организации и жизни. Однако профильное обучение в общеобразовательной школе не предполагает практической профессиональной подготовки учащихся. Эффективность профильного обучения станет более значимой, если будет осуществляться за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов учреждения высшего профессионального образования, играющего роль своеобразного «ресурсного центра». Примером такой кооперации может служить Ресурсный центр непрерывного профессионального образования, созданный на базе Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института (РЦ НКФ МГЭИ). Эта структура реализует модель сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными учреждениями г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на основе договора о сотрудничестве с Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.
В рамках этой модели определены базовые школы, обеспечивающие преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую они способны реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку организует и проводит Ресурсный центр, обладающий достаточными кадровыми, учебно-методическими, научными, информационными и техническими ресурсами для обеспечения качественного, максимально индивидуализированного и доступного образования для учащихся школ города и района по двум профилям: социально-экономическому и социально-гуманитарному.
В задачи Ресурсного центра НКФ МГЭИ входят участие в разработке, реализации и сопровождении проектов, формирующих единую муниципальную сеть профильного обучения; организация профессиональной ориентации, а также различных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения; разработка и апробация интегрированных программ профильного обучения; организация профориентаци-онной работы с учащимися; оказание профориентационных, информационных, аналитических, методических услуг по вопросам профильного обучения; повышение квалификации педагогов профильного обучения; координация научно-исследовательской работы учащихся профильных классов; проведение мониторинга по оценке динамики и качества профильного обучения.
Для привлечения педагогической общественности к реализации проектов по введению профильной подготовки РЦ НКФ МГЭИ принимает участие в работе научно-методического совета по проблемам профильного обучения, созданного на базе Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.
Таким образом, сотрудничество вуза со школой имеет ряд положительных черт: создается отлаженная система профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в вуз; частично решаются проблемы доступности высшего образования для малоимущих слоев населения; мотивация обучения в школе и вузе становится более устойчивой, так как в рамках сотрудничества студенты отбираются не только по общим интеллектуальным показателям, но и на основе сформированности интереса к профессии, наличия профессионально значимых качеств, что, безусловно, положительно сказывается на профессиональной подготовке будущих специалистов.
Согласно Концепции профильного обучения, «реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. В этих целях необходимо: увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования; образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями... Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения „поля возможностей и ответственности"»3.
Как показывают исследования, наряду со специфическими формами профессиональной ориентации практически во всех типах школ используются традиционные дополнительные методы профориентационной работы: знакомство со справочной литературой, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи учащихся со специалистами, познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения, посещение УПК и т. д.
Согласно данным проведенных нами исследований, различные формы и методы профориентационной работы в школах используются в разной степени. В обычных общеобразовательных школах более распространенным является знакомство со справочной литературой (в Набережных Челнах — 38,3 %, Нижнекамске — 25,0 %). В набережночелнин-ских школах с углубленным изучением отдельных предметов часто используются знакомство со справочной литературой (32,5 %), экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (25,8 %), познавательные и просветительские лекции (23,3 %), реже — встречи учащихся со специалистами (15,0 %), дни открытых дверей (12,5 %). В нижнекамских школах с углубленным изучением отдельных предметов распространены знакомство со справочной литературой (23,0 %) и дни открытых дверей (19,0 %), в гимназиях — знакомство со справочной литературой (18,0 %) и экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (16,0 %). Характерной особенностью профориентационной работы в лицеях является психологическая диагностика учащихся (в Набережных Челнах — 50,0 %, Нижнекамске — 90,0 %). Чаще всего она заключается в тестировании учащихся. Несмотря на то что психологические службы существуют практически во всех школах, такая работа проводится лишь в лицеях, что обусловливает необходимость развития школьной профориентационной психологической работы, поиск путей повышения ее эффективности4.
Отсутствие использования наиболее доступных и эффективных, рациональных форм и методов профориентации можно объяснить, во-первых, отсутствием единого руководящего центра в городе по линии отдела образования по проблемам профориентации учащихся, во-вторых, отсутствием планомерности в организации и проведении мероприятий по профориентации учащихся как отдельных показательных, так и наиболее приемлемых форм.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Каташев В.Г., Нугуманова Л.Н. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения. Казань, 1998. С. 113—115.
2 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестн. образования. Тематический выпуск. 2002. Дек. С. 6—24.
3 Там же. С. 18.
4 См.: Макарова Т.Б. Профессиональная ориентация учащихся городских общеобразовательных школ в условиях трансформации общества (на примере городов Набережные Челны и Нижнекамск): дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2005. 173 с.
Поступила 08.02.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная