Т. К. Решетникова. Проблема отчуждения в массовой музыкальной культуре Мордовии
Т. К. Решетникова
Проблема отчуждения в массовой музыкальной культуре Мордовии
Т. К. Решетникова, кандидат философских наук, доцент
В современной философской науке проблема отчуждения становится предметом особого осмысления. Отчуждение проявляется на различных уровнях: экономическом, политическом, моральном. На наш взгляд, данное явление обнаруживает себя и в массовой музыкальной культуре. Так, Ю. В. Согомонов1 выявляет идеалы отчужденного сознания: потребительские и антипотребительские. Первые характеризуют «синдром счастливого сознания» и связаны с системой этического гедонизма, вторые — «несчастного сознания» и выводят на концепцию социального нигилизма. Следует отметить, что такой подход плодотворен и для характеристики массовой музыкальной культуры.
Массовая культура в Мордовии существует, она чрезвычайно мозаична по своей жанрово-стилистическим особенностям (рок, авторская песня, эстрада, джаз). В мировой музыкальной культуре выделяется так называемый «третий пласт», включающий в себя музыку по преимуществу бытовую, развлекательную и существующий вполне самостоятельно между традиционно определенными пластами. Например, в книге «Третий пласт» В. Д. Конен отказывается от привычного дуализма в делении музыки на профессионально-композиторское оперно-симфоническое творчество и фольклор. По его мнению, именно на почве «третьего пласта» возникают в XX в. массовые музыкальные жанры, обретающие зачастую феноменальную популярность и немыслимые прежде масштабы потребления. На наш взгляд, массовая музыкальная культура — особое течение в духовной культуре XX в., которое связано с распространением массовых музыкальных жанров и ослаблением нравственного статуса цивилизации.
Массовая музыкальная культура обладает особыми ценностными характеристиками, среди которых гедонизм и нигилизм являются доминирующими. В настоящее время с внедрением мультимедийных технологий тиражирование продуктов массовой музыкальной культуры приобретает глобальные масштабы, что приводит к ее массовому потреблению. Мы можем говорить о том, что на современном этапе идеалы гедонизма и нигилизма приобретают мировоззренческую значимость и формируют константные модели поведения личности.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы. М.: Политиздат, 1991. С. 226—254.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная