О. Н. Прокаева. Особенности праздника как культурного феномена

О. Н. Прокаева

Особенности праздника как культурного феномена

О. Н. Прокаева, кандидат философских наук, доцент

Праздник — это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия. По мнению А. И. Мазаева, «праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно»1. Л. С. Лаптева определяет его как «традиционную народную форму отдыха»2. А. Ф. Некрылова считает, что «праздник — это социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, то есть он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее»3. В этом его связь с традицией. Праздник опирается на устоявшееся, постоянно стремится к возрождению и актуализации традиционного. Но, по природе своей направленный на обновление, он всегда находится в оппозиции к той же традиции, способствуя ее развитию и обогащению. Поэтому праздник сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним, оставляя место новому и непредусмотренному.

Праздник — это время, когда общая система ценностей проявляется и утверждается в атмосфере публичного сопричастия. Это время объединения «своих», объединения,

как правило, незаинтересованного в материальном. Общими силами воссоздаются утрачиваемые в будни гармония и мир, происходит единение не только живых, но и почти осязаемой становится связь с ушедшими предками и пока неродившимися потомками. Человек оказывается точкой соприкосновения будущего и прошлого, средоточием опыта и мудрости отцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения детей и прогресса в его положительном смысле. В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник — это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Важная особенность праздника — его сакральный характер. В традиционной культуре этот феномен, вырастающий из религиозно-мифологической картины мира, являлся способом прорыва в сферу сакрального, фиксирующим момент единения профанного и сакрального в жизни общества. По мере секуляризации культуры праздник утрачивает прямую связь с религией, но это не означает утрату сакральности как его основной характеристики. Он остается важнейшей составляющей человеческого бытия, изменяется лишь содержание ценностной модели культуры, подвергаемой сакрализации.

Особенностью праздника считается его связь с моделированием времени. Любой традиционный праздник — это разрыв течения повседневного (трудового) времени; одновременно праздники «встраиваются» в основной производственный цикл и с этой точки зрения фиксируют органическое единство времени жизни человека и бытия природы. Календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и в своей системе раскрывают наиболее важные этапы жизнедеятельности человека традиционного общества.

Еще одной особенностью праздника является то, что он всегда идеологизирован. Поэтому в периоды эпохальных преобразований значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 11.

2 Цит. по: Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2009. С. 15.

3 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 3.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная