Н. А. Филипенко. Социальное одиночество подростков региона: проблема социализации
Н. А. ФИЛИПЕНКО
СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКОВ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ
ФИЛИПЕНКО Надежда Анатольевна, преподаватель кафедры социальных наук и технологий Марийского государственного технического университета.
Ключевые слова: социальное одиночество подростка, социализация, суицидология, социальная дезадаптация, социальные риски, профилактика социализации
Key words: the teen-ager social loneliness, socialisation, suicidology, social dis-adaptation, social risks, socialisation prophylactics
Социальное одиночество подростков становится одной из серьезнейших проблем современного российского общества. Учитывая то, что подростковый возраст имеет важное значение для развития личности в целом и является базовым в процессе социализации, проблема социального одиночества подростка в современных условиях требует от науки и практики особого внимания.
Динамика современного мира отражается в сфере личностного восприятия мира и построения субъективной линии поведения в нем каждым человеком. Для формирования социально устойчивой, социально самостоятельной, ответственной, мобильной личности современный подросток должен пройти процесс социализации полностью, не останавливаясь на определенном этапе и не замыкаясь в себе. С этим связаны основные характеристики личности, обеспечивающие успешное вхождение подростка в широкий контекст социальных отношений и лежащие в основе саморазвития личности. К сожалению, компьютеризация и интенсификация жизни затрудняют формирование этих навыков, способствуют возникновению проблемы социального одиночества среди подростков.
Актуальность изучения проблем влияния социализации подростков на их взаимосвязь с социальной средой продиктована их особым статусом в обществе. Безусловно, социальный статус и социально-психологические особенности подростка имеют социально-историческую природу и во многом зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу способов социализации. Любой человек, живущий в обществе, с момента своего рождения подвергается процессу социализации, так как социализация — это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе1.
Социализация личности, усвоение социального опыта проходят по мере включения человека в разносторонние общественные отношения. Однако вследствие ряда обстоятельств могут возникнуть нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, неадекватности его поведения по отношению к нормам той системы общественных отношений, в которую он был включен по мере своего социального развития. Нарушения социализации могут обусловливаться различными причинами, принимать разные формы, одной из которых становится социальное одиночество. Десоциализация возникает, как правило, при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права.
Мы понимаем под социальным одиночеством особое социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида и других социальных субъектов в социальный процесс, а также связанное с нарушением процесса их социализации и самореализации в социуме. Таким образом, на наш взгляд, в данном случае определяющим будет выявление взаимосвязи феномена социального одиночества с процессом социализации личности. Актуальность вопроса представляется нам очевидной в связи с тем, что, имея возможность определить характер социального одиночества в рамках процесса социализации, мы можем так или иначе предупредить его в случае деструктивного воздействия на личность.
В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания, игро-мания и попытки суицида. По данным официальной статистики, в современном мире 1 млн чел. каждый год кончает жизнь самоубийством, в том числе 60 тыс. чел., живущих в России. Выявлено, что за последние 10 лет количество попыток самоубийства среди молодежи увеличилось почти в 3 раза. Основными причинами являются безответная любовь, конфликты в семье и учебном процессе, безотчетный страх перед будущим и тотальное одиночество. Каждый год один из 12 подростков пытается свести счеты с жизнью. По количеству самоубийств среди молодежи Россия занимает первое место в мире2. Именно в этом контексте Э. Дюркгейм использовал понятие «аномическое самоубийство» — вид самоубийства, в основе которого лежит социальная дезорганизация личности: разрыв социальных связей, чувство одиночества, подавленности3.
Социальное одиночество подростков в г. Йошкар-Оле, небольшом, по современным меркам, городе, имеет существенное отличие от проявлений этого феномена в крупных городах. Официальная статистика отражает проблему подросткового одиночества через данные, связанные с серьезнейшей проблемой современного мира — подростковым суицидом. На одном из официальных сайтов Республики Марий Эл представлена статистика самоубийств в регионе: «до революции Россия прочно держалась на одном из последних мест в мире по количеству суицидов. А три года назад — возглавила мировой список стран-смертников. Одно из первых мест в этом списке занимает Марий Эл». По сравнению с другими регионами России количество суицидов в республике в два раза выше. Из программы анализа самоубийств, разработанной главным судебно-медицинским экспертом Марий Эл, содержащей сведения за последние 22 года, явствует то, что за это время в Марий Эл свели счеты с жизнью почти 10 тыс. чел. Неразделенная любовь, семейные кризисы, страх одиночества являются основными причинами этого. Около 25 % от общего количества самоубийств приходится на долю подростков. В Интернете функционируют подростковые клубы самоубийц, где бывалые «суицидники» дают советы новичкам о наиболее эффективных способах самоубийства. Групповые самоубийства происходят в республике один-два раза в год4. По словам специалистов республиканского Центра социально-психологической помощи населению, чаще всего толкают граждан на такой шаг сложные отношения с близкими и одиночество5.
Творческая группа поликлиники № 4 йошкар-олинской городской детской больницы представила проект «Спасите обиженные сердца» («СОС»), направленный на выявление и предупреждение социальной дезадаптации и риска суицида среди социально неблагополучных подростков при столкновении с проблемами, которые кажутся им крайне серьезными. Они не имеют жизненного опыта, чтобы рассмотреть все варианты выхода из кризиса, поэтому делают ошибочный вывод о том, что ситуация безвыходна. Одну из основных проблем авторы проекта видят в нарушении взаимоотношений в семьях. Подростку иногда достаточно одного разговора с родителями, чтобы увидеть свою проблему другими глазами, но родителям некогда поговорить! Авторы проанализировали статистику случаев суицида в подростковом возрасте в школах и профессиональных училищах г. Йошкар-Олы с помощью коррекционно-диагностической методики суицидального риска «Сигнал». Из трехсот протестированных детей 175 нуждаются в повышенном внимании. Что касается риска суицида, то у 32 чел. он средний, а у 12 чел. — высокий6.
Для решения этой проблемы исследователи советуют помогать улучшению взаимопонимания в семье и среде сверстников, формировать позитивное мышление и способность к адекватной самооценке и критической оценке действий. Авторы проекта предполагают, что суицидальный настрой у подростков в основном объясняется отсутствием матери, злоупотреблением алкоголем отца, безденежьем в семье. Однако есть и такие, чьи родители — состоятельные люди, но родителям нет дела до ребенка. Такие подростки попадают в группу риска от невнимания и одиночества. Для решения проблемы марийские медики предлагают ряд простых и общедоступных методов: любить, вникать в дела подростков, помогать решать проблемы своих детей.
Интересны результаты сделанного нами анализа объявлений всевозможных гадалок, медиумов, экстрасенсов, предлагающих свои услуги по решению различных проблем, в марийской прессе и Интернете. Около 80 % объявлений — это информация о возможности избавления от одиночества. Из этого можно сделать вывод, что большое число жителей республики, обращающихся за подобными услугами, страдают от этой проблемы. Эта тема стала одной из наиболее прибыльных в социальном бизнесе.
Опираясь на исследования, проведенные нами в 2007— 2010 гг. среди студентов колледжей Республики Марий Эл, можно говорить о серьезных проблемах, вызывающих состояние социального одиночества и связанных в основном с отсутствием должного внимания и соответствующей поддержки со стороны родителей, что в современном информационном мире объясняется элементарной нехваткой свободного времени из-за чрезмерной занятости родителей. В таких семьях очень слабы или деформированы положительные обратные связи.
Социальное одиночество каждый переживает по-своему, оно абсолютно субъективно, в связи с этим невозможно изобрести универсальный способ его решения. Однако есть возможность определить основные направления деятельности работы с подростками, испытывающими состояние социально одиночества. Это использование элементов социального обучения (обеспечение подростка необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы по самостоятельному преодолению состояния социального одиночества); формирование навыков общения; гармонизация отношений подростка в семье (месте постоянного проживания) и со сверстниками; усиление роли семьи в процессе социализации подростка; формирование адекватной самооценки подростка и снижение тревожности; помощь в приобретении навыков самоорганизации; влючение государственных структур в работу в рамках профилактики возникновения социального одиночества в подростковой среде и активная помощь в решении этой проблемы.
Проблема профилактики социального одиночества имеет огромное значение для успешной социализации личности подростка, социально-экономического и культурного развития общества. Важны также работа по развитию в подростке чувства социальной ответственности за свои действия, воспитание стремления иметь хорошую семью, укрепление чувства уважения к представителям противоположного пола,умение учитывать интересы окружающих и способность к самоорганизации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Платонова Н.М. Основы социальной педагогики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 23.
2 См.: Самоубийцы среди нас — официальная статистика // Ста-тистика.Ии портал статистических данных. URL: http://statistika.ru/ naselen/2007/11/15/naselen_9298.html (дата обращения: 11.02.2010).
3 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. С. 3.
4 См.: В Марий Эл впервые будет создана суицидологическая служба // Марий Эл «Новости». URL: http://www.newsmari.info/4477 (дата обращения: 12.10.2010).
5 См.: В Марий Эл отмечен рост числа самоубийств. Сайт ИА REGNUM «Новости». URL: http://www.regnum.ru/news/639114.html (дата обращения: 10.10.2010).
6 См.: Бирючева О. Жизнью детей расплачиваются родители за невнимание и нелюбовь к своим чадам. Сайт газеты «Марийская правда». URL: http://www.businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=513204 (дата обращения: 10.10.2010).
Поступила 28.02.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная