Н. И. Учайкина. Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)

Н. И. Учайкина

Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)

Н. И. Учайкина, доктор философских наук, доцент

Мифологическая система — это система образов, которые имеют эмоционально-чувственную природу. Эта система приводит в единство восприятие мира человеком. Мы говорим о мифологической системе в ее первоначальном смысле как единственной системе, объясняющей мир архаичного чело-

века. Человек воспринимает миф и его образы как реально существующие и имеющие непосредственное влияние на его жизнь. Через них регламентируется повседневная жизнь архаичного человека, устанавливаются правила и нормы поведения. Особое значение в мифологической системе имеет образ верховного бога. Он является гарантом единства и целостности мира и образцом, по которому следует устраивать жизнь на земле. Образец имеет сакральное значение вследствие своей сверхъестественной природы, потом он трансформируется в идеал (религиозный, социальный, научный и т. д.). В идеале мы выделяем особую трансцендентную природу, которая и позволяет соотносить его с образцом верховного бога в мифологии.

В финно-угорской мифологии обнаруживается влияние иранской, тюркской, славянской, балтийской, исламской и христианской мифологии. Восприимчивость различных традиций отразилась и на мифических образах, но представление о главном, верховном, боге есть во всех мифологических системах. В объяснении мира через мифические образы богов архаичный человек исходил из отождествления богов с природой, человеком и животными.

Верховный бог представлялся в разных образах: как старец (подразумевается, видимо, мудрость, необходимая для мироустройства); как олицетворение неба, солнца (в этом прослеживается сакральность и непререкаемость постулатов, которые верховный бог ниспосылает людям); как время, сопряженное с вечностью, и т. д. Например, в прибалтийско-финской мифологии верховным считался небесный бог Уку (эстон.), Ванамеес, Ванем («старик, дед, старший»), Таеватаат («небесный дед»). В саамской мифологии высшее божество выступает в виде солнца Пейве; в удмуртской мифологии — высший, небесный, бог-демиург Инмар; в мифах коми — бог-демиург Ен, который родствен удмуртскому богу неба Инмару; в финской и карельской мифологии и эпосе — Ильмаринен (фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), культурный герой и демиург, кузнец. Образ Ильмаринен восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, воздуха (фин. — ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций — Инмару, Ену. В мордовской мифологии существует Шибаваз, Шипаз (мокша), Чипаз (эрзя) (ши, м., чи, э. — «солнце», «день; бааз (мокша), паз (эрзя) — «бог»), Шкай, Шкабаваз (мокша), Шкипаз (эрзя) (шка — время). Основное функциональное значение верховного бога — сотворение мира, постулирование образца, по которому архаичный человек обустраивает свою жизнь.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная