С. В. Фунтиков. Представления о пространстве: от «пустоты» до «творения»
С. В. Фунтиков
Представления о пространстве: от «пустоты» до «творения»
С. В. Фунтиков, аспирант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства
Говоря о истории развития представлений о пространстве, принято выделять две концепции пространства. Согласно первой концепции, пространство — бесконечное вместилище вещей, арена движения тел (Демокрит, Лукреций, Эпикур). Сущее рассматривалось как совокупность множества неизменных по форме и величине частиц — атомов, образующих при сцеплении друг с другом все многообразие тел природы. «Пустое» и «полное» — это два неразрывно связанных понятия: атомы (абсолютно «полное») могут существовать лишь в абсолютно «пустом» пространстве-вместилище1.
Согласно второй концепции, выдвинутой Аристотелем, случайные сочетания неизменных частиц не могут обусловить качественное своеобразие и целостность вещей, их специфические закономерности. Хотя материя является субстратом вещей, однако движущее, активное начало есть форма. Отрицание атомизма привело к отрицанию пустого пространства. Отсюда вытекал вывод, что пространство — это совокупность мест, которые занимают тела.
Первый, наиболее важный элемент модели пространства, древние видели в борьбе космических сил, находящихся в ограниченном объеме, причем каждая сила представлялась в образе того или иного божества. Другой важный элемент модели — неразличимость пространства и времени. Мифологическое сознание требует определения «здесь — теперь».
Третий элемент — наличие центра пространства (мировое дерево, священный город, гора, храм и т. п.), от которого в момент творения и начинается развертывание пространства, происходит его развитие через развитие упорядоченных материальных и духовных объектов. Четвертый элемент модели пространства древних — социализированность пространства через наполнение его сакральными символами, связанными с судьбой отдельной личности или социальной группы2.
Таким образом, пространство древних имеет определенный центр, границы, составные части, связанные с землей и небом. Оно лишено непрерывности, сплошной протяженности, неоднородно и анизотропно. В настоящее время происходит обобщение взглядов на пространство, выработка единой теории, пытающейся объединить пространства микро-, макро- и мегамира. Разрабатываются теории, описывающие различные формы пространства, соответствующие формам движения материи. Кроме того, мы имеем синтез двух предшествующих этапов развития представлений о пространстве (классического и мифологического), который остро ставит проблему соотношения наших представлений о пространстве с реальным пространством мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мальцева А. Пространство как философская категория. URL: http://filosbank.narod.ru/Fails/Temi/Htm/Prostranstvo.htm (дата обращения: 15.11.2010).
2 Там же.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная