В. М. Резонова. Подвижничество купцов-предпринимателей в мордовском крае

В. М. Резонова

Подвижничество купцов-предпринимателей в мордовском крае

В. М. Резонова, кандидат культурологии, доцент

Исследование фактов жизнедеятельности купцов-предпринимателей мордовского края показало, что среди них были благотворители, внесшие определенный материальный вклад в уездную православную культуру. Этому способствовало их стремление оправдать свое богатство и связанную с его накоплением деятельность. В мордовском крае сложился тип предпринимателей, которых можно назвать «хозяевами-тружениками», сознанием которых еще не овладело примитивно-буржуазное чувство «хозяина-собственника» в силу особого отношения к труду и собственности. Существенной чертой их облика являлось сохранение традиционной ментальности, основным компонентом которой было следование национально-православным традициям: религиозность, патриотизм, патриархальность, преобладание моральных принципов трудовой мотивации над накопительскими. Это способствовало тому, что в купеческой благотворительности в регионе было много пожертвований на строительство и содержание храмов (Д. М. Козицын, Котельниковы, Кротковы, А. Д. Муромцев, Миляковы, Сыромятниковы, Фалилеевы и др.).

Развитие благотворительности в мордовском крае шло по двум направлениям: государственное, связанное с организацией приказов общественного призрения, различных попечительств и деятельностью Благотворительного комитета; частное, проявившееся в широком храмосозидании и добровольных пожертвованиях местного купечества на нужды бедных слоев населения. Пожертвования предназначались на уплату повинностей за престарелых и сирот, пособие бедным жителям города, организацию богаделен и приютов и т. д.

Анализ краеведческих и архивных материалов показал, что все же в уездных городах суммы благотворительных пожертвований купцов не были столь значительными, как в губернских. Однако в сравнении с суммами государственных ассигнований суммы частных пожертвований мордовского купечества были достаточно значимыми.

Декларируемыми целями купеческой благотворительности в мордовском крае были религиозность, дающая возможность заслужить прощение грехов за свои «благие дела»; стремление к получению общественного признания, повышению собственного престижа купцов (крупные жертвователи награждались орденами, званиями, благотворители имели возможность получать почетные должности в городском самоуправлении); местный патриотизм, проявившийся в развитии национального самосознания купечества в крае.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная