Н. И. Воронина. Философское «собирание» человека как концепт информационного пространства «культурных гнезд»

Н. И. Воронина

Философское «собирание» человека как концепт информационного пространства «культурных гнезд»1

 

Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор

Формирование информационного пространства, где происходит философское «собирание» человека в его взаимоотношениях с объектами, является фундаментальной культур-философской проблемой. Для ее решения необходимы исследования на двух уровнях: теоретическом, представившем философское измерение и ценностную шкалу феноменов, а также прикладном (программы и проекты сохранения и использования «культурных гнезд» как очагов культурно-исторической памяти народа). В них качество человечности обнаруживает себя наиболее полно и сущностно. Созданные человеком, они показывают, что человек — существо активное, деятельностное, склонное к целенаправленному преобразованию среды обитания, а также существо социальное. В феномене «культурных гнезд» эти идеи представлены в предельной форме через теоретические и прикладные координаты «культурных гнезд», «собирание» человека, «аксиологическую шкалу», «информационное пространство», многозначность концепта и др. с приоритетом философии культуры и философской антропологии; дифференцированные уровни культуры «гнезд», стиль жизни и проблемы самоидентификации личности в условиях антропогенной среды; пути реставрации «духовидцев» «культурных гнезд» и др.

Концепт философского «собирания» человека предназначен для обозначения уникального, личностно наполненного корпуса текстов культуры, скрепленных информационным пространством «культурных гнезд», и может рассматриваться как важный материал для воссоздания портрета не только самого владельца, но и культурно-исторической эпохи его времени.

Современная культурфилософия и культурология толкует понятие «культурное гнездо» достаточно широко как некую совокупность событий, имен, явлений, тенденций, объединенных в границах общего пространства и времени, но в то же время четко ограничивая их. Разные исследователи в качестве «культурного гнезда» рассматривают край (регион) в целом и отдельные его территории (уезды, города, села, усадьбы и пр.). Важно, чтобы то или иное «культурное гнездо» (или их совокупность) воспринималось не изолированно, а в тесной и неразрывной связи с судьбами края и всей культуры России.

«Культурное гнездо» является результатом и объектом творческой деятельности человека. В нем сосредоточены практически все виды деятельности. Так как деятельность носит совместный характер, является со-деятельностью, то «культурное гнездо» выступает квинтэссенцией социальности. Таким образом, «культурное гнездо» представляет многомерную конструкцию, в которой своеобразно сочетаются жизнь человека, способы ее авторской интерпретации, прагматическая адресация и другие специфические признаки.

«Собирание» человека обеспечивает рефлексию бытия на уровне ее образов, символов, ценностей, норм и целей. Оно потенциально содержит в себе совокупность сущностных предназначений, фундаментальных оснований и смыслов человеческой жизни. Философское «собирание» человека, который и выступает в качестве концепта, предполагает рассмотрение его с точки зрения многомерности, полифункциональности, проявляющихся в инновационных идеях и креативности. Культурфилософию данный концепт интересует, прежде всего, как способ существования человека в своей «мекке», как конкретное смыслообразование, как общечеловеческая ценность. В культуре «гнезд», независимо от их исторических и региональных особенностей, можно выделить всеобщие субстанцианальные и функциональные элементы, без которых невозможно существование информационного пространства.

Для Мордовии такими «культурными гнездами» являются усадьба (парк, каскад прудов, фундамент дома, колокольня домашней церкви, некрополь) Н. П. Огарева в с. Старое Акшино (Старошайговский район Мордовии); комплекс документальных источников, легенд и воспоминаний о музыкально-просветительской деятельности В. С. Серовой в с. Судосево (Большеберезниковский район Мордовии); малая родина С. Д. Эрьзи — с. Баево (Ардатовский район Мордовии); комплекс объектов, документов, фотографий, свидетельств, воспоминаний, связанных с жизнью и деятельностью М. М. Бахтина в г. Саранске; культурно-исторические памятники в Санаксарском монастыре и с. Алексеевка (Темников-ский район Мордовии), связанные с именем Ф. Ф. Ушакова, и др. Эти и другие культурно-исторические объекты до настоящего времени не имеют сформированной программы их восстановления и включения в культурно-туристический комплекс Поволжья и России в целом.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная