М. П. Семина. Роль «веры» в генезисе традиции (на примере религиозной традиции терюшевской мордвы)

М. П. Семина

Роль «веры» в генезисе традиции (на примере религиозной традиции терюшевской мордвы)

М. П. Семина, соискатель кафедры философии Мордовского государственного педагогического института

Понятия «традиция» и «обычай» присутствуют во всех культурах. Проводимые нами исследования позволяют сделать вывод о том, что у истоков этих явлений стоит «вера». Для демонстрации этого положения следует обратиться к этимологии одной мордовской традиции.

Со времен правления Ивана Грозного непрерывно происходил процесс обращения мордвы в христианство. Однако до середины XIX в. мордва по-прежнему продолжала поклоняться своим языческим богам из-за отсутствия «среди духовенства людей, знающих эрзянский и мокшанский языки»1, из-за ряда сложностей, связанных с восприятием новых религиозных категорий. В отдельных случаях христианские таинства подвергались рефлексии. В этом плане показателен пример с Кузькой — «мордовским пророком».

Уникальность кузькиного мировоззрения состояла в том, что в его сознании основы христианства подвергались осмыслению с позиций устоявшихся языческих традиций мордовской общины. В этом преломлении христианство мыслилось Кузькой как религиозное учение, неотрывно связанное с повседневными нуждами народа, целью которого было не абстрактное спасение души человека, а обустройство и совершенствование его повседневной жизни в общине. В определенном смысле Кузька становится автором собственной религии: «Христос — это чин... Состарившись, он этот чин с себя сложил. весь свет примет закон, обычаи и одежду мордовские и во всем будет следовать мордовским обрядам. и они мордвы будут свободны, не будут принадлежать помещикам и платить оброка, а будут первыми людьми»2. Из исследования И. Н. Смирнова мы узнаем, что «терюшевская мордва следовала» заветам Кузьки, «как умела»3. Очевидно, что убеждения Кузьки — результат его самостоятельной духовно-интеллектуальной работы, потому что изначально такого оригинального «учения» не было. Мировоззрение Кузьки — пример самостоятельно обретенной веры. Таким образом, у истоков религиозной традиции терюшевской мордвы стоит вера «мордовского пророка».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Юрченков В.А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории: очерки, рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 368 с.

2 Смирнов И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / НИИ гуманит. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. 296 с.

3 Там же. С. 106.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная