Д. В. Никитин. Формирование рекламы в России: от столицы до провинции
Д. В. Никитин
Формирование рекламы в России: от столицы до провинции1
Д. В. Никитин, аспирант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства
В России начало рекламной деятельности относят к X— XI вв. «Многими исследователями делается вывод, что татаро-монгольского нашествия протореклама развивалась на Руси синхронно с Западной Европой». Естественная эволюция рекламы на Руси была прервана татарским игом, и затем 200-летнее господство монголо-татар определило дальнейшее отставание России от Европы по ряду коммуникативных направлений.
«К проторекламе в России в первую очередь относят свинцовые пломбы с имевшимися на них печатными знаками (от простых до самых сложных), означающими ранг их владельца. Кроме свинцовых пломб, существовали перстни-печатки, торговые пломбы, ремесленнические клейма». С XV в. документально известно о деятельности царских глашатаев в Москве, когда стало обыкновением провозглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевским хором на Ивановской площади. Но голоса глашатаев с трудом пересиливали крики торговцев, раздававшиеся со стороны лавок под кремлевскими стенами.
«Фольклорная устная реклама в России может быть условно разделена на три направления: 1) рекламное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников; 2) творчество стационарных зазывал; 3) все приемы ярмарочной рекламы с богатым набором вариантов».
Важным элементом русской национальной рекламы является лубок. «Лубок на Руси — народное ответвление граверного мастерства, а точнее — напечатанные на бумаге „картинки" с подписями. Стандартный размер лубка — примерно 40х30 см. Первое упоминание о нем относится к началу XVII в.». Лубок в доступной форме доносил до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Рекламная функция занимала в лубочной продукции далеко не последнее место.
Саранская ярмарка всегда значилась в списках крупных торгов Среднего Поволжья, которое из-за своего удобного географического расположения было важным промежуточным звеном русской торговли. Достоверно неизвестно, когда возникла эта ярмарка, но в 70-е гг. XVII в. она уже была заметным явлением и транслировала российские рекламные элементы.
Таким образом, в российской культуре вырабатывался богатый арсенал средств идейного и эмоционального воздействия, формировался свой самобытный стиль российской национальной рекламы.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная