Ю. В. Кузнецова. Образовательный компонент в региональной политике России
Ю. В. Кузнецова
Образовательный компонент в региональной политике России
Ю. В. Кузнецова, кандидат философских наук, доцент
В политике многонациональной России всегда особо значимую роль играет региональный фактор. Кризис постсоветского общества подтвердил, что отношения между различными этническими группами — одна из самых уязвимых сфер человеческих отношений. В эту плоскость проецируются экономические, социальные и политические проблемы, нередко оборачиваясь этнофобиями и межэтническими конфронтациями, одной из причин которых является отсутствие взаимопонимания между различными этносами. Поэтому особенно актуальной представляется проблема выбора правильной стратегии государственной региональной политики. Одним из основополагающих ее элементов является образовательный компонент. Перспективы дальнейшего развития народов России каждого региона находятся в тесной связи с тем, какие основы будут заложены в системе этнокультурологического образования на базовом общеобразовательном уровне.
Большую роль в реализации этих задач играет разработка национальных систем образования, в которых отражен этнокультуроведческий аспект. Сегодня происходит активное внедрение научных знаний о финно-уграх в образовательный процесс высшей школы в финно-угорских регионах России. В документах устанавливается, что изучение, пропаганда национального языка, литературы, истории, культуры народа должны являться непреложным элементом любой структуры, входить в систему непрерывного образования и призваны обеспечить сохранение культурного наследия и прогрессивных традиций конкретного этноса.
Необходимость получения знаний о родственных народах диктуется и заметно активизировавшимися интеграционными процессами, происходящими в научной и культурной жизни финно-угорского мира: систематически проходят международные симпозиумы, научно-практические конференции, семинары, конгрессы, фестивали фольклорной музыки и танцевального искусства, телевизионные фестивали, выставки работ художников, презентации книг. Все это способствует развитию языка, культуры финно-угров, возвращая присущее любому народу чувство национального самосознания.
Мордовский государственный университет в качестве приоритетного направления своей деятельности выделяет фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения. В этом аспекте деятельность Института национальной культуры с его тенденцией возрождения и создания национальных ценностей в хореографии, музыке, декоративно-прикладном творчестве, сценическом драматическом искусстве направлена на сохранение и укрепление позитивной этнической идентичности, доминирования толерантности в межэтнических отношениях и чувства межкультурной близости.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная