И. В. Тремаскина. Абсурд повседневной жизни

И. В. Тремаскина

Абсурд повседневной жизни1

И. В. Тремаскина, аспирант кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей

Слово «абсурд» мы употребляем каждый раз, практически не задумываясь о его значении. М. Стафецкая утверждает, что абсурд — это наличие «черной дыры в сознании, в которую сколько ни бросай умственных усилий — все ничего, заполнить ее не удается, это ловушка, в которую попадает сознание, симптом нарушения равновесия в жизни сознания, симптом нарушения ее органичности. Абсурд — разрыв с бытием, плата за ослепление доказательной мощью понятия»2. Абсурдизм — это симптом, говорящий, в каком духовном состоянии находится современный человек. Абсурд всегда проявляется в кризисные моменты, он становится символом разлада человеческого существования с бытием, обозначением разрыва, «пограничной ситуацией»3. Возникая на границе, абсурд становится знаком перехода к другим «ценностным координатам», к иной «установке сознания», подразумевает возможность «другого» прочтения реальности.

Действительно, наша жизнь переполнена разными проявлениями абсурда: непримиримое соседствует бок о бок в душе одного и того же человека; сама человеческая жизнь становится нелепой и бессмысленной; все разваливается, потому что утрачен центр, связующий это «все»; человек стремится к согласию с миром, а тот в свою очередь остается либо равнодушным, либо враждебным4. Поэтому человек, внешне вписываясь в окружающую действительность, на самом деле ведет в ней неподлинное существование. Жизнь человека не имеет никакой ценности. Страдание становится основной чертой существования, человек начинает ощущать одиночество и страх в современном мире. Тот, кто мыслит, кто задается вопросом, что же скрывается на самом деле под обманчивым покровом современности в нашем странном мире, никогда не сможет почувствовать себя хотя бы относительно уютно, никогда не примет этот мир за «нормальный».

Таким образом, абсурд выступает в качестве характеристики человеческого существования в состоянии утраты смысла, связанной с отчуждением личности не только от общества, истории, но и от себя самого, от своих общественных определений и функций. В повседневной жизни абсурд становится обозначением трагического разлада человека с миром, демонстрацией нелепости и бессмысленности человеческого бытия. Это явление вневременное, присутствующее во всех культурных феноменах с античности и до наших дней.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

2 Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991. С. 140.

3 См.: Буренина О. Что такое Абсурд, или По следам Мартина Эс-слина // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 17.

4 См.: Иеромонах Серафим (Роуз). Современное недочеловечество. URL: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2147 (дата обращения: 23.10.2010).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная