Е. Н. Ломшина. Семья как ценность в культуре (на примере финно-угорских народов)
Е. Н. Ломшина
Семья как ценность в культуре (на примере финно-угорских народов)
Е. Н. Ломшина, кандидат философских наук, доцент
Одним из сложнейших социально-культурных явлений является семья. Она всегда была предметом пристального внимания различных научных направлений. Семья испытывает воздействие социальных, экономических, культурных и других преобразований. В свою очередь этот феномен цивилизации и культуры оказывает влияние на различные структуры общества. Семья выступает не только основным накопителем, трансформатором духовных ценностей в культуре, но и сама обладает ценностным статусом.
Во многих языках финно-угорских народов нет термина «семья», но очень хорошо разработана терминология родственных отношений. В марийской культуре понятие о родстве выражается словами «урлык», «урмат», «тукым», (от персид. «тухум» — семя), «тукымвож» (корень) — родственники по кровной линии; «насыл» — поколение, род, родство; «шочшо» — родной, кровный единокровный. В мордовском языке есть слово «раське» (род). У саамов семьи являлись основными подразделениями сыййта (общины), у манси — «кол», «тагыт» — домовой коллектив, у вепсов — «канз». У коми родственные группы назывались «котыр», «чукор», или «став», у удмуртов — «перех».
В культуре финно-угорских народов святость брака, значимость создания семьи была закреплена фольклорной традицией, например, у народа коми «без гнезда одинокой живет только кукушка», «каждая птица ищет себе пару»; у мордвы — «не надо золотого клада, если нет в семье лада», «как нельзя жить без хлеба и соли, так нельзя жить без семьи».
Ценность семьи проявляется в религиозно-мифологических воззрениях, в традиционных семейных обрядах. У всех финно-угорских народов были покровители дома: Кудава — покровительница дома, Юртава — покровительница рода в мордовской мифологии; Сурт юмо, Суртоза, Кудо водыж — духи-покровители семьи, дома у удмуртов. Ценность семьи определялась наличием большого числа детей, что нашло отражение в мифологии. У восточных хантов богиня Анки-Пугос дарила семейное счастье, определяла число детей, облегчала роды и даже играла роль при выборе брачного партнера. Баня ава (эрз. мокш.) покровительствовала роженице, семье и здоровью, бог Инмар (удм.) определял число детей. У карел с рождением ребенка появляется свой хранитель — «халдие». Богиня Санге у иртышских хантов посылала душу «лили», «лель» ребенку. У мордвы Ведь-ава (покровительница воды) играла важную роль в родильных обрядах, нацеленных на благополучие и сохранность семьи.
Семья как ценность в культуре финно-угорских народов проявляется на уровне идеального, ирреального и реального (сущего) плана культуры.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная