М. Б. Гитман, Н. Н. Матушкин, И. Д. Столбова, С. И. Пахомов. Оценка качества подготовки выпускников аспирантуры к инновационной деятельности

М. Б. ГИТМАН, Н. Н. МАТУШКИН, И. Д. СТОЛБОВА, С. И. ПАХОМОВ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ  К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГИТМАН Михаил Борисович, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.

МАТУШКИН Николай Николаевич, проректор по учебной работе Пермского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор.

СТОЛБОВА Ирина Дмитриевна, профессор кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук.

ПАХОМОВ Сергей Иванович, заместитель начальника Управления аттестации научных и научно-педагогических работников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, доктор химических наук, профессор.

Ключевые слова: выпускник, аспирантура, инновационная деятельность, критерии, модели, принцип системности, компетентностная модель

Key words: graduate, post-graduate school, innovative activity, criteria, models, consistency principle, competency model

Приоритетом в деятельности аспирантуры является кадровое обеспечение науки, высшей школы и высокотехнологичных отраслей экономики конкурентоспособными специалистами высшей квалификации1. В настоящее время одним из важнейших условий конкурентоспособности выпускника аспирантуры, особенно в сфере техники и технологии, стала его готовность к инновационной деятельности2.

Оценка качества подготовки выпускников системы послевузовского профессионального образования (ППО) основывается на применении общей критериальной модели, представляющей собой совокупность критериев и их показателей, характеризующих качество состояния и функционирования составляющих образовательной системы3. Основными проблемами при построении общей критериальной модели являются выбор множества частных критериев, обоснование его полноты и построение комплексного критерия оценки качества подготовки выпускников системы ППО. Комплексный критерий формируется из частных критериев, характеризующих возможности образовательной системы и результаты ее функционирования4.

В случае оценивания качества подготовки выпускников к инновационной деятельности множество критериальных показателей должно иметь более узкую, специализированную направленность. Использование общей критериальной модели при оценке качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности может быть основано на двух подходах.

Первый — системно-центрированный. Он базируется на общем принципе системности и применяется для комплексного оценивания больших систем, к которым, несомненно, может быть отнесена система послевузовского профессионального образования. Такой подход нашел широкое применение при оценивании качества образовательных систем высшего профессионального образования (ВПО) и ППО. Вместе с тем в основу системно-центрированного подхода закладывается доминанта свойств и качеств системы подготовки, т. е. ее возможностей. При формировании критериальной модели результаты подготовки выпускников оцениваются одним из частных критериев. Все другие содержат, как правило, показатели ресурсной обеспеченности.

В настоящее время с введением в систему ППО современных образовательных технологий становится реальным оценивать качество подготовки выпускников по их промежуточным и итоговым результатам с учетом качества инновационной образовательной среды вуза. При этом может быть достигнуто главенство результатов подготовки над потенциальными возможностями их достижения. В связи с этим актуальным при оценке качества подготовки выпускников становится второй подход — процессно-ориентированный. Он базируется на принципе индивидуализации образова-ния5. При этом реализуются возможности индивидуальных образовательных технологий (ИОТ), позволяющих повысить специализированную подготовку в сфере инноваций.

Следует отметить, что, согласно общей теории качества (ТОМ), качество подготовки выпускников программ ППО обеспечивается не только контролем и оценкой подготовки выпускников «на выходе» аспирантуры, но и контролем и оценкой качества основных процессов, нацеленных на реализацию программ ППО с инновационной направленностью. Организация процессно-ориентированного подхода основывается на использовании процессной модели подготовки выпускников ППО к инновационной деятельности. Для контроля и оценки качества подготовки используется компетентностная модель (КМ) выпускника ППО. Оценивание уровня сформированности компетенций проводится с применением КМ на выходе каждого процесса. Отметим, что КМ представляется в форме перечней общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) выпускника. При этом одной из составляющих ПК выпускника является способность к инновационной деятельности. Процедурой контроля устанавливается оценка уровня освоения компетенций: пороговый, средний, продвинутый, принимаемый как результат подготовки.

Процессная модель подготовки научных кадров к инновационной деятельности включает три основных процесса: отбор на обучение по программам ППО с инновационной направленностью; реализацию программы ППО с использованием инновационных образовательных технологий, включая реализацию ИОТ; контроль и оценку качества подготовки выпускника аспирантуры путем оценки уровня сформиро-ванности заявленных компетенций.

Рассмотрим составляющие процессной модели более подробно. Прием на обучение по программе ППО с инновационной направленностью ведется на основе механизма профессионального отбора. При этом для реализации концепции TQM необходимо в процессе отбора вовлечь всех заинтересованных участников процесса, включая не только будущих аспирантов, но и преподавателей, осуществляющих вузовскую подготовку, и работодателей. Процедурой отбора определяется начальная сформированность компетенций, характеризующая имеющийся уровень качества образования выпускника вуза. Наряду с оценкой уровня начальной сформированности показателями качества образования выпускника вуза могут быть количество научных публикаций на одного выпускника ВПО, поступившего на программу ППО с инновационной направленностью; доля выпускников ВПО, участвовавших в выполнении инновационных проектов и поступивших на программу ППО с инновационной направленностью, и т. д. При отборе устанавливается минимальный уровень возможностей и способностей выпускника вуза кобучению в аспирантуре, обеспечивающий гарантированное качество его подготовки к инновационной деятельности.

Процесс и методика отбора в аспирантуру на подготовку к инновационной деятельности уже получили достаточное рассмотрение6. На выходе процесса отбора формируется база данных об индивидуальных возможностях и способностях каждого аспиранта, позволяющая оценить качество поступающих в аспирантуру. Эти данные учитываются при реализации программ ППО, являются основой для проектирования индивидуальных образовательных траекторий, позволяют проводить сравнительный анализ качества поступающих в аспирантуру.

Реализация программ ППО осуществляется с использованием инновационных образовательных технологий. Условия принципа индивидуализации выполняются за счет формирования ИОТ в инновационной образовательной среде вуза. Следует отметить, что ООП ППО с инновационной направленностью должна иметь в своем дисциплинарном поле как дисциплины, формирующие базовые знания по инноватике, так и междисциплинарные компоненты (МДК) — семинары, НИР и т. д. МДК позволяют формировать личностные качества аспиранта, расширяющие его способности к инновационной деятельности (овладение методами генерации новых научных знаний, развитие умений работы в команде, оформление интеллектуальной собственности и т. п.).

Инфраструктура инновационной среды вуза должна обеспечивать гарантированное качество подготовки выпускников к инновационной деятельности. Например, каждый аспирант должен иметь возможность реализации индивидуального или коллективного инновационного проекта в рамках подразделений инфраструктуры вуза (бизнес-инкубаторов, технопарков, малых предприятий и т. п.).

Процесс реализации ООП сопровождается оценками уровней текущей сформированности составляющих каждой из заявленных компетенций. Эти оценки определяются по итогам освоения дисциплин и МДК с учетом особенностей образовательной траектории аспиранта.

Завершающими процессами реализации послевузовской образовательной программы являются итоговый контроль качества подготовки каждого выпускника программы ППО с инновационной направленностью и оценка уровня сфор-мированности заявленных компетенций на основе компетентностной модели. Процедура контроля осуществляется в процессе итоговой государственной аттестации выпускников. Оценками уровня итоговой сформулированности компетенций выпускника являются результаты сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук. В качестве показателей итогового контроля сформированности компетенций выпускников программ ППО с инновационной направленностью могут быть также приняты количество научных статей в изданиях, входящих в перечень ВАК, на одного выпускника программ ППО с инновационной направленностью; количество инновационных продуктов на одного выпускника ППО с инновационной направленностью и т. д.

Таким образом, процессно-ориентированный подход обеспечивает гарантированное качество подготовки каждого выпускника к инновационной деятельности, стимулирует стремление аспиранта к повышению качества его индивидуальной подготовки и тем самым повышает качество всей системы послевузовской подготовки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и перспективы развития аспирантуры. Н. Новгород:ьИзд-во ННГУ, 2008. 219 с.

2 См.: Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Модель системы управления подготовки научных кадров в области техники и технологии к инновационной деятельности // Инновации в образовании. 2009. № 5. С. 4—13.

3 См.: Петров В.Ю., Столбов В.Ю., Гитман М.Б. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 13—19; Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Там же. 2010. № 7. С. 11—23.

4 См.: Степанов С.А. Управление качеством в технических вузах. СПб.: Изд-во «Технолит», 2008. 256 с.

5 См.: Гитман М.Б., Гитман Е.К., Черкасов В.Д. Готовность к инновационной деятельности как фактор профессионального отбора в аспирантуру // Регионология. 2009. № 2. С. 194—202; Гитман М.Б., Гитман Е.К., Столбов В.Ю. Подготовка аспирантов к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 102—111.

6 См.: Петров В.Ю., Столбов В.Ю., Гитман М.Б. Критерии оценки качества ...

Поступила 15.03.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная