Л. Б. Бояркина. Литературные тексты музыкальных сочинений композиторов Мордовии

Л. Б. Бояркина

Литературные тексты музыкальных сочинений композиторов Мордовии

Л. Б. Бояркина, профессор кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат искусствоведения

Мордовская письменная поэзия тесно связана с устным народным творчеством. Ее первые ростки появились еще на рубеже XVIII—XIX вв. Ученые связывают это с изданием в 1787 г. в Москве книги «Торжество Нижегородской семинарии о вступлении на престол императрицы Екатерины Алексеевны», в которую вошли «стихотворные тексты, речи, комплименты на родных языках».

Литературный процесс второй половины XIX в. в основном связан с записью и публикацией народно-песенных текстов (А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев, X. Паасонен и др.), а также их авторских версий в исполнении певцов-импровизаторов (И. Цыбин, И. Зорин, Т. Завражнов, С. Ларионов, В. Савкин, Р. Учаев, С. Чигин, А. Шувалов и др.). Первые самостоятельные хоры и песни на стихи мордовских поэтов З. Ф. Дорофеева, Ф. М. Чеснокова, М. П. Герасимова и др. появились в 20-е гг. XX в. и связаны с деятельностью основоположников мордовской профессиональной музыки Л. П. Кирюкова, И. П. Пономарькова, А. А. Тряпкина.

В своих основных идейно-тематических и стилевых направлениях мордовская песенная поэзия сформировалась в 30—50-х гг. XX в. Весомый вклад в развитие песенно-хоровой поэзии внесли И. П. Кривошеев, А. М. Моро, М. А. Бебан, П. У. Гайни, А. К. Мартынов, Н. Л. Эркай, С. Е. Вечканов, П. С. Кириллов и др. Основное место в песенной поэзии этого периода занимало творчество И. Е. Кривошеевой и Ф. И. Беззубовой. В это время появились и первые либретто. Их создали поэты: Я. П. Григошин — для оперы Д. М. Мелких «Эрьмезь» (произведение не было окончено), П. С. Кириллов — для музыкальной драмы Л. П. Кирюкова «Литова», А. Д. Куторкин — для оперы Л. П. Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» и др. Мордовская песенная поэзия стала поэтической основой и для крупных вокально-хоровых сочинений: «Торжественной кантаты» М. И. Душского на слова Ф. И. Беззубовой; кантаты для хора, солистов и оркестра «Край родной» Л. И. Воинова на слова Н. Эркая; кантат Л. П. Кирюкова на слова П. У. Гайни, И. П. Криво-шеева, посвященных юбилеям Октября, комсомола и т. п.

Заметный вклад в песенную поэзию второй половины XX в. внесли Ф. С. Атянин, С. А. Самошкин, А. С. Малькин, И. М. Девин, И. А. Калинкин, P. C. Кемайкина, А. М. Доронин, Н. А. Снегирев, В. Я. Бардин, А. И. Пудин, П. К. Лю-баев и др. Плодотворно развивалась песенная поэзия на русском языке. На стихи И. Д. Пиняева, П. Н. Черняева, Б. С. Соколова, А. Н. Терентьева, В. Ю. Юшкина и др. создано большое количество произведений в вокально-симфонических жанрах. Многие мордовские поэты были исполнителями своих сочинений: они использовали традиционные напевы и собственные мелодии. Таким дарованием обладали И. П. Кривошеев, А. М. Моро, П. У. Гайни, Ф. С. Атянин, А. С. Малькин, А. У. Эскин, С. М. Люлякина и др. Исполнителями своих стихов-песен являются поэты А. В. Арапов, Н. Н. Балашкин. Они создали свой оригинальный музыкально-исполнительский стиль.

Таким образом, развитие вокально-хоровой музыки Мордовии неотделимо от русской классической и современной поэзии. Русская поэзия обогащает образно-тематическое содержание мордовской песенной и хоровой музыки, приобщает к традициям русской поэтической культуры.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная