Ф. А. Айзятов. Особенности современной методологии
Ф. А. Айзятов
Особенности современной методологии
Ф. А. Айзятов, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктор философских наук
Одним из направлений теоретической рефлексии стала этнометодология, использующая философские построения и обобщения теории личности и действия, а также делающая их исходной точкой анализа общества. Одной из ее главных черт стало понятие «феноменологическая редукция», смысл которого состоит в имплицитном предположении о том, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания.
Конечно, внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через его осознание. Мир, который мы воспринимаем, становится миром внутри нас. А. Шюц считал, что, используя метод феноменологической редукции, мы приходим к «потоку опыта», который представляет собой основной путь проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Однако этот объект для нас ничто, он лишь существует рядом с нами. Обозначая объект, мы входим с ним в определенные отношения, поскольку он начинает быть выражением каких-либо наших черт и признаков, а также становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Это переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится в сознании отдельного индивида, а затем и во взаимодействии между индивидами. Если другие теоретические подходы к человеческому действию (деятельности) рассматривают его как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие — это воздействие сознания на чувственный опыт для получения знания, внутренний процесс осознания, индивидуального или коллективного. Однако перенесение деятельности в наше сознание затрудняет построение теории общества, но позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения1.
Истоки понятия социосистемы в широком смысле рассматривают как социальное взаимодействие, которое представляет собой совокупность иерархических уровней кооперации. Первый рассматривает социальное взаимодействие как процесс, второй — как кооперативные системы действий, третий — как кооперативное движение, четвертый — как кооперативные объединения, пятый — как межличностные взаимодействия. Социосистема в структуре процесса представлена в рамках эволюционных идей на общество О. Конта и Г. Спенсера, которые придавали большое значение реформистскому аспекту. Механизм социальных институтов рассматривался ими как самоорганизация совместной жизни индивидуумов. Социальным системам действий свойственна массовая социальная сила. По методу сопутствующих изменений Э. Дюркгейма причинное отношение во взаимодействии индивидуумов проявляется социальными принципами. Социосистема как межличностное взаимодействие рассматривается в символическом интеракционизме и этно-методологии. Дж. Г. Мид проанализировал механизмы выработки представления взаимодействий в рамках процедур об «обобщенном другом» (процедуры типизации, «разведки-проверки»). М. Кун пытался формализовать исследования и их результаты, разрабатывая измерительные процедуры и шкалы оценок, полагая, что человеческое «я» стабильно и относительно неизменно.
А. Шюц показал, что в социальном взаимодействии чувственного опыта проявляется процесс типологизации — создание однородных классов непонятного знания о действительности. «Ролевая теория» Т. Парсонса рассматривает взаимодействие как «внутреннее общение» с представлением себя в структуре ролей.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Шюц А. Чужак // А. Щюц. Избранное: мир, светящейся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. С. 533—550.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная