Е. А. Коваль. Нормативно-этическая характеристика этнокультурного образования

Е. А. КОВАЛЬ

НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОВАЛЬ Екатерина Александровна, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского филиала (г. Саранск) Российской правовой академии Минюста РФ, кандидат философских наук.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультура, нормативность, моральная регуляция

Key words: ethno-cultural education, ethno-culture, normalisation, moral regulation

В статье рассмотрены нормативные основания этнокультурного образования в современной России, подчеркнута значимость моральных регуляторов поведения и взаимодействия участников этнокультурного образовательного процесса.

Normative base for ethno-cultural education in modern Russia is considered in the article. The importance of the behaviour moral regulators and interaction between ethno-cultural education process participants is underlined.

Государство, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации, преследует задачу сохранения и развития единого образовательного пространства России, а также сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов страны, гуманистических традиций их культур. Для того чтобы сохранять национально-культурную самобытность в едином образовательном пространстве, необходима разработка и реализация такого направления педагогики, как этнокультурное образование. В современной России оно требует надежных нормативных оснований.

Нормативность — интегративное структурно-функциональное свойство системного объекта, которое обеспечивает воспроизводство самого объекта и его стабильное функционирование посредством обеспечения упорядоченности и повторяемости процессов, происходящих внутри системы и вне ее (в пределах имеющихся возможностей). Это определение отражает два ключевых аспекта нормы: норма как сущее, типовой элемент поведения и норма как должное, образец, к которому стремится сущее.

Этнокультурное образование как система регулируется различными типами норм; оно определяет пределы возможного и обозначает должное поведение субъектов образовательного процесса. Наиболее важны в анализируемой сфере нормы права и морали. Правовыми нормативными основаниями этнокультурного образования являются Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, федеральные законы № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 и др.

Анализ некоторых норм права, так или иначе регламентирующих функционирование системы этнокультурного образования, под которым предлагается понимать процесс освоения основных компонентов содержания этнокультуры, позволяет сделать ряд значимых выводов. Так, согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогический работник несет ответственность за сообщение обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов. Следовательно, для внедрения этнокультурных модулей или полноценных учебных курсов и предметов в образовательный процесс необходимо подготовить педагогов и соответствующий методический инструментарий.

Особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ посвящен ряд статей ст. 87 закона. В ч. 1 определена возможность включения в основные образовательные программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, т. е. в первую очередь элементов образовательных программ, посвященных изучению духовного и социального компонентов этнокультуры. Народная художественная культура, согласно прямому толкованию анализируемой правовой нормы, не имеет приоритета, хотя на практике этнокультурный компонент учебно-воспитательного процесса реализуется посредством приобщения учащихся к материальной культуре различных этносов.

Несмотря на то что ст. 87 сегодня регулирует теологическое и религиозное образование, а также особенности взаимоотношений субъектов образовательного процесса по поводу изучения модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предметы, курсы и дисциплины этнокультурного содержания, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, также выбираются родителями (законными представителями) обучающихся (ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Часть 3 ст. 87 не делает исключения (изъятия «в области теологии», как, например, в ч. 5, 6 ст. 87) для этнокультурных предметов, курсов и дисциплин также и в требовании прохождения экспертизы в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации.

Итак, нормативная регуляция реализации этнокультурного образования в едином образовательном пространстве России не учитывает все потребности участников образовательного процесса. На данный момент нет четких и отлаженных механизмов правоприменения норм, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса в сфере этнокультурного образования. Как минимум, отчасти это связано с тем, что этнокультурное образование как становящееся направление педагогики еще не содержит четкого понятийного аппарата. Законодателем верно намечены цели и задачи этнокультурного образования, однако в этом вопросе ни законодатель, ни правоприменитель не могут опережать педагогическую науку.

На современном этапе становления системы этнокультурного образования (помимо правовых) необходимы и иные нормативные регуляторы. В данном случае перспективно обращение к моральной регуляции поведения участников анализируемого уникального вида образовательного процесса. Моральная нормативность принципиально отличается от правовой в первую очередь тем, что способом понуждения к поступку является апелляция не к государственной воле (что характерно для правовой нормативности), а к индиви-

дуальному моральному долженствованию. Именно моральная нормативность на уровне регуляции деятельности педагогического работника способна уберечь последнего от уклонения в процессе преподавания от принципа равенства значимости и ценности всех этнокультур и традиций к подчеркиванию превалирующей ценности и значимости какой-либо одной или нескольких (как правило, изучаемых) национальных культур. Высокий уровень развития морального сознания является залогом формирования высокой культуры межличностного и межэтнического общения, которая обеспечивает грамотное, адекватное и эффективное педагогическое общение в рамках этнокультурного учебно-воспитательного процесса.

Следует отметить, что в настоящее время не существует отлаженной системы контроля за качеством преподавания предметов, курсов и дисциплин (модулей), имеющих этнокультурное содержание. Не до конца ясно, какие специалисты должны привлекаться к осуществлению контроля за преподаванием этих предметов и курсов. Логично предположить, что это должны быть знатоки культуры этноса, изучаемого в рамках конкретных курсов и модулей. Однако они могут блестяще владеть содержанием предмета, но не педагогическим мастерством учителя. Следовательно, необходимо формирование комплексного контроля за качеством преподавания предметов с этнокультурным содержанием. На данном этапе эффективными могут быть моральные санкции: внутренние (стыд, совесть) и внешние (общественное признание и осуждение). Негативные моральные санкции препятствуют некомпетентному, поверхностному, недостоверному освещению содержания предметов, курсов и дисциплин (модулей), посвященных изучению культуры этносов. Предположительно существует корреляция между значимостью моральной санкции и уровнем развития морального сознания личности: чем выше этот уровень, тем большую значимость имеют внутренние санкции. Впрочем, повышение уровня развития морального сознания, как правило, влечет за собой и повышение уровня развития правосознания.

Таким образом, интеграция правовой и моральной нормативной регуляции образовательного процесса, имеющего этнокультурное содержание, будет способствовать повышению эффективности этого процесса, повышению культуры межконфессионального и межнационального общения, приобщению обучающихся к народным традициям. Но необходимо продумать действенные механизмы актуализации моральных норм, необходимых для эффективной регуляции этнокультурных образовательных процессов.

Поскольку имеется потребность в обучении и переобучении педагогов, преподающих модули «Основ религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ), а также в формировании и обогащении учебно-методической базы для преподавания этого предмета, целесообразно включение этнокультурного регионального компонента в модули ОРКСЭ. Это позволит расширить задачи по повышению эффективности моральной регуляции поведения участников образовательного процесса (включая и косвенную целевую аудиторию — родителей обучающихся), усилить эффективность приобщения обучающихся к социальному и духовному компонентам этнокультуры, а также увеличить экономическую эффективность повышения квалификации педагогических работников. Следовательно, перспективной задачей является разработка и реализация комплексных курсов повышения квалификации педагогов, ориентированных на освоение специфики методологии и методики преподавания модулей ОРКСЭ и приобретение этнокультурных и этнопедагогических навыков.

Пример подобного курса — программа дополнительного образования «Методическое сопровождение преподавания курсов по выбору "Основы православной культуры" и "Основы светской этики" в школах региона компактного проживания финно-угорских народов», разработанная в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете в 2012 г. Программа реализована в сотрудничестве с Краснослободской и Темниковской епархией Мордовской митрополии Русской православной церкви в Атюрьевском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Краснослободском, Старо-шайговском, Темниковском, Теньгушевском и Торбеевском муниципальных районах Мордовии. Всего по этой программе обучено около 300 педагогов, в настоящее время преподающих эти модули. Следует отметить, что программа реализовывалась с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что позволило не только значительно удешевить реализацию программы, но и сделать ее более удобной для обучающихся (педагоги занимались после основной работы в школе).

Для проведения лекционных занятий в режиме вебинаров использовалось специализированное свободное программное обеспечение — сервер видеоконференций OpenMeetings. Семинарские и практические занятия проводились посредством использования возможностей системы дистанционного обучения СДО «Прометей». В процессе реализации программы проблема с ограничением возможности участия педагогов в вебинарах по причине низкой скорости доступа к Интернету была решена следующим образом: каждое занятие, проводимое в онлайн-режиме, записывалось, а запись затем выкладывалась в СДО «Прометей». Педагоги получали доступ ко всем записям, просматривали их в удобное для себя время, выполняли практические задания. Однако ряд методических приемов, которые слушатели программы должны были освоить к концу обучения, предполагал проведение очных занятий, поэтому их часть проводилась в поточных группах (по 100 чел.) с выездом преподавателей в районный центр.

В структуре программы дополнительного образования этнокультурный блок занимает 16 ч из 72, однако в процессе реализации этнокультурная составляющая была включена во все разделы программы. Одним из основных достижений программы является комплект учебно-методических материалов (презентации, аудио- и видеозаписи, материалы для дискуссий, фотоальбомы, схемы и т. п.), созданных самими педагогами в рамках программы. Практически все представленные материалы содержат этнокультурный компонент. Их использование в процессе преподавания модулей позволит учащимся не только освоить их содержание, но и приобщиться к культурным традициям региона, переосмыслить совместно с педагогами эти традиции как неотъемлемую часть культуры многонационального и многоконфессионального российского государства.

Таким образом, моральные регуляторы на этапе формирования нормативно-правовой базы и механизмов реализации этнокультурного образования имеют первостепенное значение. Нормы морали, в том числе нормы профессиональной этики педагогических работников, регулируют взаимоотношения участников образовательного процесса.

E. A. Koval. Normative and Ethic Characteristics of Ethno-Cultural Education

Some normative characteristics of ethno-cultural education are considered in the article. Normative regulators for the ethno-cultural educational process participants in the framework of the united education space of the country are analysed. At that in the definition of normalisation two semantic components of the notion «norm» such as typical behaviour element and etalon, ideal are stressed upon.

Ethno-cultural education in modern Russia is regulated by legal and moral norms. Specificity of the legal norms regulating the acquaintance with basic components of the essence of ethno-culture is that the teacher is responsible for misinforming trainees on cultural, religious, national traditions of peoples (cl. 3 art. 48 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation»; according to p.1 art. 87 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation»). Legal representatives of trainees have the right to choose subjects, courses, disciplines of the ethno-cultural contents included into the basic comprehensive programmes.

Legal mechanisms for the ethno-cultural educational process regulation have not been fully developed as ethno-cultural education itself now is in the stage of the active formation. That's why the accent is made on the significance of such regulator as moral for the analysed sphere regulation.

The author analyses the practical mechanism for actualisation of types of normalisation which essence is in the inclusion of ethno-cultural models into additional education for teachers. Education and advanced training exactly must become the first stage in the formation of the full and efficient exposure of the trainees to the social and moral components of ethno-culture. At that the inclusion of the block devoted to the methodology and technology for the regional ethno-cultural module development in the teachers' advanced training model seems to be productive.

KOVAL Ekaterina A., assistant professor of Chair of Law Protection Activity and Executive Proceedings of the Mid-Volzhskiy Affiliation of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation (Saransk), candidate of philosophic sciences.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная