С. А. Исаева. Функционирование финно-угорской музыкальной культуры в современном социокультурном пространстве

С. А. Исаева

Функционирование финно-угорской музыкальной культуры в современном социокультурном пространстве

 

С. А. Исаева, заведующая кафедрой народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии, доцент

Фольклорное музыкальное наследие представляет собой многомерную сферу национальной и общемировой культуры, компоненты которой функционируют в диалектическом единстве. Многовековая история развития музыкальной культуры показывает, что народные традиции способствовали формированию массовых видов художественной самодеятельности, композиторскому и концертно-исполнительско-му искусству. Фольклор и в настоящее время оказывает значительное влияние на их развитие: возникают новые формы его творческого освоения, появляются оригинальные стилевые направления в композиторском творчестве и исполнительской практике.

В развитии фольклора можно наблюдать две тенденции, определяющие характер его функционирования в современном социокультурном пространстве. Во-первых, в той среде, в которой у фольклора своя естественная жизнь, первоочередной задачей является его сохранение без внешнего вмешательства. Обязанностью исследователей в данном случае становится фиксация, запись и ознакомление с образцами народного музыкального творчества. Во-вторых, там, где процесс угасания традиционного фольклора неизбежен и необратим, его сохранение в современных условиях возможно посредством профессионального и самодеятельного творчества, а также в виде вторичных фольклорных форм (фольклоризм).

Следует отметить, что в настоящее время в обществе достигнуто понимание того, что возрождение народов невозможно без сохранения и творческого освоения национальных духовных ценностей. В последние годы активизировалось взаимодействие финно-угорских народов, обладающих своеобразным видением мира, самобытной культурой. И. Рюйтел отмечает: «В культурной ситуации современных финно-угорских народов проблемы национального идентитета и сохранения нации, а также проблемы развития культуры неотделимы друг от друга. В широком контексте сохранение и развитие финно-угорских культур связывается с более общей идеей национального и культурного плюрализма как источника богатства и разнообразия всей мировой культуры»1.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации от 22 декабря 2011 г., а также его Указом «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. особое внимание в ближайшее время будет уделяться сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, совершенствованию системы подготовки национальных кадров в сфере культуры. В связи с этим актуально исследование процессов современного бытования и развития народной музыкальной культуры, методов ее сохранения в современной композиторской, исполнительской и образовательной практике. При этом финно-угорская музыкальная культура выступает как интегративный феномен, аккумулирующий в себе научный, образовательный и творческий потенциал.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Рюйтел И. Изучение финно-угорской народной музыки в Эстонии // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 280.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная