Ж. Пяртлас. Звуковысотный строй и манера пения как социальные маркеры в песенной традиции сету в юго-восточной Эстонии
Ж. Пяртлас
Звуковысотный строй и манера пения как социальные маркеры в песенной традиции сету в юго-восточной Эстонии
Ж. Пяртлас, старший научный сотрудник Эстонской академии музыки и театра, кандидат искусствоведения (г. Таллин)
Традиционная вокальная музыка народов обладает специфическим звуковым колоритом, который часто называют «этническим звукоидеалом». Он является этническим и социальным маркером традиционного общества и составлет важную часть его культурного идентитета. Традиционный звукоидеал имеет определенные тембровые, громкостные и звуковысотные характеристики и зависит от таких факторов исполнения, как способ звукоизвлечения, тембр голоса, артикуляция, звуковысотный строй и т. п.
Наше внимание сосредоточено на двух компонентах этнического звукоидеала народности сету в юго-восточной Эстонии: звуковысотном строе и тембровых характеристиках пения. Методология исследования включает акустический анализ многоканальных записей разных лет и эксперимент восприятия, проведенный с носителями изучаемой традиции. Цель исследования — проследить процесс изменения этнического звукоидеала сету на рубеже XX—XXI вв. и показать его функционирование в качестве социального маркера.
Для акустического анализа и эксперимента восприятия выбрана свадебная песня Hahkamind, которая принадлежит к древним песням, основанным на звукоряде «полутон-полу-торатон» (d-es-fis-g-ais-h). Анализ записей разных лет показал, что в течение последних десятилетий произошла диа-тонизация напевов этого слоя. Изменилась и манера пения: вместо традиционного напряженного и несколько нозального звукоизвлечения появилась более мягкая манера пения, понизился регистр исполнения, замедлился темп. При этом разные манеры исполнения и разный строй сосуществуют в пределах одной локальной традиции (деревни) и характеризуют пение женщин разного возраста. Традиционный певческий стиль характерен для пения очень пожилых и юных певиц. Представители среднего поколения применяют диатонические варианты напевов, используя мягкую манеру звукоизвлечения.
Эксперимент восприятия, проведенный с пожилыми певицами, дал неожиданные результаты. Он показал, что певицы не различают на слух вариантов напева, основанных на звукорядах разной структуры («полутон-полуторатон» и диатоника), а также предпочитают мягкую манеру пения, хотя сами поют в старой напряженной манере и используют лишь слегка диатонизированный лад «полутон-полутора-тон». Это свидетельствует о том, что изменения в стиле пения сету связаны не только с потерей традиционных певческих навыков, но и с изменением самого этнического звукоидеала. В то же время часть молодых певиц сознательно культивирует старую манеру пения и звуковысотный строй, что говорит о сосуществовании разных звукоидеалов
в современной песенной традиции сету и дает надежду на возрождение в будущем своеобразного стиля вокального многоголосия этой народности.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная