М. Э. Рябова. Философско-методологические основания анализа лингвистической компетенции как фактора развития личности

М. Э. Рябова

Философско-методологические основания анализа лингвистической компетенции как фактора развития личности

М. Э. Рябова, профессор кафедры методологии науки и прикладной социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук

Динамика коммуникативного пространства актуализирует не только переосмысление и расширение предмета социальной философии, но и выдвигает на первый план проблему философско-методологических оснований анализа лингвистической компетенции как важного фактора развития личности. XXI в. объявлен эпохой многоязычных личностей, владеющих несколькими иностранными языками, что свидетельствует о востребованности лингвистической компетентности в современном обществе. Научный и практический интерес, проявляемый к лингвистической компетенции, вполне естественен и исторически оправдан.

Новые условия развития общества вынуждают человека уметь сосуществовать в общем жизненном пространстве, что означает быть способным строить диалог со всеми субъектами этого пространства. Тем самым уровень развития лингвистической компетенции выступает важным атрибутом успешного профессионального и, следовательно, социального потенциала самореализации личности. Такая постановка проблемы требует философско-методологической рефлексии, в основе которой лежит «убеждение, что языковая форма в итоге является отражением когнитивных структур, т. е. структур человеческого сознания, мышления и познания»1. При этом подходе доминирует ориентация на формирование в сознании человека, во-первых, ментального эквивалента языка, т. е. такой его модели, которая оптимальна с точки зрения порождения полноценной речи на этом языке, а, во-вторых, образа мира, специфичного для той или иной иноязычной культуры и обслуживающего ее языка.

Лингвистическая компетентность выступает фактором развития целостной личности, способной к активному формированию единиц ментальных ресурсов сознания как интерпретаторов смыслов, складывающихся в иерархические, ассоциативные семантические сети. Это личность, не только открывающая ценностно-смысловое измерение реальности, но и способная участвовать в создании новых социально значимых концептов культуры.

Обозначенная проблема представляет интерес с философ-ско-методологической точки зрения потому, что позволяет видеть функции лингвистической компетенции не только в возможности реализации коммуникации между народами и культурами, но и в значительном расширении потенциала, средств вербализации мышления. Если исходить из того, что мышление — это оперирование понятиями, то богатое, развитое мышление людей несомненны. Однако в действительности мышление — это способность формировать, совершенствовать новые понятия, что требует активного отношения к лингвистической компетентности, конструктивного постоянного преодоления ее двойственности. Двойственность лингвистической компетенции проявляется в том, что, с одной стороны, порождает противоречия, несоответствия между языками всех типов, с другой — ставит человека перед необходимостью их преодолевать на основе формирования культурных инноваций. Последние возникают как идеи, существенная часть содержания которых определяется целью конструирования социальной реальности. При этом знаниевая основа лингвистической компетентности не сводима к статическому конструкту. Динамический контекст современных социокультурных процессов размывает культурные стереотипы. Соответственно, вариантность, многозначность языка должны вести к вариативности мышления. И если лингвистическая компетентность содействует разносторонности мышления, повышает предпосылки его эв-ристичности, то необходимо целенаправленно формировать условия осмысления языка, конструировать многоязычную среду, особенно в системе образования.

Учитывая такую двойственную природу лингвистической компетентности, можно определить два ведущих аспекта ее философско-методологического основания: лингвистическую компетентность следует рассматривать как понимание чужой и осознание своей культуры для взаимопонимания в международном и поликультурном контексте; лингвистическая компетентность предполагает способность индивида к соответствующему коммуникативному поведению в ином социокультурном окружении.

Обобщая сказанное, можно говорить о сложном комплексе философских идей и методологических подходов к анализу лингвистической компетенции, развиваемой современной философией. Это актуализирует социально-философские исследования данного проблемного поля, так как только на философско-методологической основе возможно определить технологии эффективного развития социальности в изменившихся условиях бытия отдельной личности и общества в целом. Следует добавить, что обсуждаемая проблема не подлежит быстрому решению. Она будет актуальна еще долгое время.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопр. языкознания. 1994. № 5. С. 126.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная