Т. Н. Суконкина. Региональные аспекты реализации этнокультурного образования в начальной школе региона

T. H. СУКОНКИНА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕГИОНА

СУКОНКИНА Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник сектора социально-экономических программ НИИ регионологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: этнокультурное образование, образовательная политика, начальная школа, межнациональные отношения

Key words: ethno-cultural education, educational policy, elementary school, international relations

Статья посвящена проблеме реализации этнокультурного образования в Республике Мордовия. Особое внимание уделяется включению регионального компонента в учебные планы начальной школы.

The article is devoted to the problem of ethno-cultural education in the Republic of Mordovia. Special attention is paid the inclusion of the regional component into the elementary school curriculum.

Система образования Российской Федерации переживает один из наиболее сложных этапов своего развития. Важной проблемой остается включение этнокультурного компонента в современный образовательный процесс. Отсутствие четкого понимания места и роли этнокультурного образования в современных социокультурных процессах России, необходимость теоретического осмысления предлагаемых моделей образования, оценка их практической значимости делают актуальным анализ системы этнокультурного образования и ее соответствия требованиям поликультурного общества.

Культура закладывает базовый компонент содержания образования. Его уровень и характер меняются в ходе научно-технического и социального прогресса. Этот компонент включает необходимый комплекс знаний, идей, ценностных представлений, универсальных способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможны взаимопонимание и взаимодействие людей, гармония человека и общества, социальная деятельность1. Таким образом, культура выступает главным компонентом содержательного и воспитательного процесса образования.

Современная школа гуманитарной и гуманистической ориентации основана на единстве национальной, общегосударственной и общемировой составляющих, позволяющих человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу, осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Однако в современном обществе практически нет наследования традиционной культуры из поколения в поколение, включающего разнообразные формы этнопедагогического воздействия (советы, наставления, запреты и разрешения). Следовательно, начальное этнокультурное образование (передача этнокультурных знаний и сохранение детей как представителей своего народа) становится функцией образовательных учреждений2. Именно в школах действуют кружки и факультативные занятия, посвященные истории и природе родного края, культурному своеобразию; изучаются различные формы фольклора (песни, сказки и др.) в доступной для младших школьников форме. Кроме того, в школах формируются музейные выставки, организуются вечера национальной культуры.

Начальная школа является первой ступенью общего образования, развития и воспитания учащихся. В это время формируются система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. Ребенок учится планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия и их результат. Он приобретает опыт коллективной жизни3.

Итогом освоения образовательной программы начального общего образования является овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций4. Содержание образовательного процесса законодательно регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в п. 4 ч. 1 ст. 3 провозглашены единство образовательного пространства на территории России, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций ее народов в условиях многонационального государства. В ч. 4 ст. 14 подчеркивается, что граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков ее народов, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, и в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация этих прав обеспечивается созданием необходимого количества соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов России в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Образовательная политика в Республике Мордовия ведется в полном соответствии с законами Российской Федерации. Так, в Законе Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия» от 6 мая 1998 г. № 19-З в ст. 8 говорится, что органы государственной власти региона обеспечивают на его территории создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков. Право выбора языка воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии с законодательством России5.

В такой зоне интенсивного этнического контакта, как Мордовия, необходима тщательная проработка механизмов реализации этнокультурного образования, что находит отражение в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих межнациональные отношения. Так, в Комплексном плане действий по гармонизации меж-этнических отношений в Республике Мордовия на 2011—2013 гг. отмечена необходимость подготовки методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе в части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей и особенностей образовательных учреждений; издания учебников и учебно-методических пособий, программ по региональной тематике; подготовки и выпуска электронных учебников и учебно-методических пособий этнокультурного содержания; оказания содействия в методическом обеспечении кабинетов родных языков общеобразовательных учреждений в республике; проведения межрегионального форума учителей мордовских языков, а также проведения информационной кампании «Мы дети твои, Россия!», направленной на популяризацию этнокультурных ценностей и формирование национального самосознания у детей в кругу семьи, образовательных учреждениях Мордовии и других регионов с компактным проживанием мордовского (мокшанского и эрзянского) народа6. Таким образом, одной из основных задач гармонизации межэтнических отношений является проработанная образовательная политика, направленная на формирование толерантности и уважительного отношения к представителям других культур, что возможно лишь при реализации основных принципов этнокультурного образования на всех уровнях системы школьного (особенно начального) образования.

В Республиканской целевой программе развития образования в Республике Мордовия на 2011—2015 гг. особо подчеркивается, что многонациональный состав населения республики предполагает существование в рамках ее образовательной системы комплекса специфических национальных проблем образования от определения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе. Одной из актуальных проблем остается эффективное развитие школ с преобладанием числа учащихся мордовской национальности. Для ее решения необходимо сохранение и развитие мордовского (мокшанского и эрзянского) языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования; формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся; проведение олимпиад по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку и литературе, истории и культуре мордовского народа; укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса; создание электронных учебников, учебно-методических пособий для преподавания мордовского (мокшанского и эрзянского) языка и литературы, истории и культуры мордовского народа; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения7.

В структуру учебного плана начальной школы входят инвариативная (федеральный компонент) и вариативная (включает региональный и компонент образовательного учреждения) части. В учебные планы образовательных учреждений Мордовии был введен региональный компонент (изучение эрзянского или мокшанского языка в начальной школе по 2 ч в неделю в 2—4-х классах). Изучение мордовского языка в начальной школе направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. Это способствует формированию речевых способностей, культуры речи, интереса к родному языку. Изучение литературы мордовского народа призвано расширить кругозор школьника, усилить интерес к чтению. Младшие школьники знакомятся с фольклором родного языка, лучшими произведениями детской национальной литературы8. Это помогает сформировать дружелюбное отношение к носителям другого языка на основе знакомства с детским национальным фольклором и доступными образцами национальной детской художественной литературы.

Кроме того, региональный компонент в начальной школе реализуется посредством факультативных, групповых и индивидуальных занятий. В большинстве школ республики для учеников младших классов действуют кружки, направленные на ознакомление с историей и культурой родного края в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий и путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин.

Таким образом, можно утверждать, что в целях гармонизации межнациональных отношений в Республике Мордовия осуществляется реализация принципов этнокультурного образования, заключающаяся во внедрении регионального компонента в учебные планы образовательных учреждений. Региональный компонент в начальной школе реализуется посредством изучения мордовского языка и деятельности кружков, направленных на изучение истории и культуры Мордовии. В начальной школе закладывается формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, ее языке как основе национального самосознания, что способствует воспитанию, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2». URL: http:// www.schoolrm.ru/schools/sc2sar/about/standard_doc.php?ID=38497 (дата обращения: 24.10.2012).

2 См.: Шестера Е.Г. Этнокультурное развитие младших школьников средствами этнографического объединения. URL: http://io.nios.ru/index. php?rel=26&point=18&art=458 (дата обращения: 24.10.2012).

3 См.: Основная образовательная программа МОУ «Лицей № 31». URL: http://www.schoolrm.ru/schools/lic31sar/edu_process/curriculum.php (дата обращения: 24.10.2012).

4 Там же.

5 См.: Закон Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. № 19-З «О государственных языках в Республике Мордовия» // Справ.-прав. система «Гарант-Профессионал».

6 См.: Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Мордовия на 2011—2013 годы // Справ.-прав. система «Гарант-Профессионал».

7 См.: Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на 2011—2015 годы // Справ.-прав. система «Гарант-Профессионал».

8 См.: Учебный план I—IV классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП № 30». URL: http://www.schoolrm.ru/schools/sc30sar/ edu_process/curriculum.php (дата обращения: 24.10.2012).

Поступила 25.04.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Obrazovatel'naja programma municipal'nogo obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija «Srednjaja obshheobrazovatel'naja shkola № 2». URL: http:// www.schoolrm.ru/schools/sc2sar/about/standard_doc.php?ID = 38497 (data

obrashhenija: 24.10.2012).

2 Sm.: Shestera E.G. Jetnokul'turnoe razvitie mladshih shkol'nikov sredstvami jetnograficheskogo ob#edinenija. URL: http://io.nios.ru/index. php?rel=26&point=18&art=458 (data obrashhenija: 24.10.2012).

3 Sm.: Osnovnaja obrazovatel'naja programma MOU «Licej № 31». URL: http://www.schoolrm.ru/schools/lic31sar/edu_process/curriculum.php (data obrashhenija: 24.10.2012).

4 Tam zhe.

5 Sm.: Zakon Respubliki Mordovija ot 6 maja 1998 g. № 19-Z «O gosudarstvennyh jazykah v Respublike Mordovija» // Sprav.-prav. sistema «Garant-Professional».

6 Sm.: Kompleksnyj plan dejstvij po garmonizacii mezhjetnicheskih otnoshenij v Respublike Mordovija na 2011—2013 gody // Sprav.-prav. sistema «Garant-Professional».

7 Sm.: Respublikanskaja celevaja programma razvitija obrazovanija v Respublike Mordovija na 2011—2015 gody // Sprav.-prav. sistema «Garant-Professional».

8 Sm.: Uchebnyj plan I—IV klassov MOU «Srednjaja obshheobrazovatel'naja shkola s UIOP № 30». URL: http://www.schoolrm.ru/schools/sc30sar/ edu_process/curriculum.php (data obrashhenija: 24.10.2012).

T. N. Sukonkina. Regional Aspects of Ethno-Cultural Education in Elementary School in the Region

Problems in the tolerance breeding become especially actual in the conditions of the intense tension in the relations. Ethno-cultural education is aimed at the preservation and development of the variety of cultural values, norms, samples and forms of activity existing in the society and passing this heritage to the younger generation. Main ideas of ethno-cultural education should be taught not only on the advanced but also on the elementary level of education. It is school that teaches children the right presentation of multi-culture of the society and brings up the person capable of existing in different cultures.

The implementation of ethno-cultural education in the elementary school in the Republic of Mordovia by the example of the inclusion of the Erzya and the Moksha languages into the elementary school curriculum is considered in the article. Studying the Mordovian language in the elementary school promotes the formation of verbal activities, the culture of speech and interest to the native language. Implementation of main ideas of ethno-cultural education helps to develop friendly relation and tolerance towards different language speakers.

SUKONKINA Tatyana N., senior scientific officer of Sector of Social and Economic Programmes of Scientific and Research Institute of Regionology of Mordovia National Research State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная