C. М. Макейкина, Р. И. Панкова. Финансовое обеспечение программных мероприятий энергоэффективного производства и энергосбережения в регионе

С. M. МАКЕЙКИНА, P. И. ПАНКОВА

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ

МАКЕЙКИНА Светлана Михайловна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ПАНКОВА Римма Ивановна, преподаватель кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, программные мероприятия, регион, топливно-энергетические ресурсы, энергоресурсосбережение, энергоэффективное производство, энергоемкость ВРП

Key words: financial provision, programme measures, region, fuel and energy resources, energy-resource-saving, energy-efficient production, Gross Regional Product energy ratio

В статье исследуются финансовые аспекты реализации программных мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в Республике Мордовия. Рассматриваются целевые индикаторы выполнения программы, отмечена отрицательная тенденция потребления топливно-энергетических ресурсов.

Financial aspects of energy-saving and energy-efficiency programme measures implementation in the Republic of Mordovia are under research in the article. Target indicators for the programme implementation are considered, a negative tendency in fuel and energy consumption is registered.

До недавнего времени в России повышению энергетической эффективности уделялось мало внимания. Вместе с тем сейчас эта проблема привлекает внимание руководства страны на самом высоком уровне. Основными мотивами повышения энергоэффективности и осуществления энергосбережения являются истощаемость природных ископаемых, энергетическая безопасность и экологический фактор.

Энергоресурсосбережение и энергоэффективное производство являются важными задачами XXI в. От результатов их решения зависят место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только располагает необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и является ресурсной базой европейских и азиатских государств, экспортирует нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в стране не должна предусматривать энергорасточительность, так как только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг1.

Путь к благосостоянию России лежит по траектории снижающейся энергоемкости. В связи с принятием федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и системы нормативно-правовых актов, позволяющих реализовать его положения, вопрос, связанный с экономией энергии, является особенно острым. Главной причиной необходимости коренного пересмотра отношения к энергосбережению в России является чрезмерно высокая энергоемкость ВВП, которая делает национальную экономику неэффективной и ставит под сомнение реализацию высоких темпов роста ВВП, запланированных до 2020 г. Энергоемкость российской экономики существенно превышает паритет покупательной способности в США, Японии и развитых странах Европейского Союза. Для обеспечения конкурентоспособности продукции российского производства необходимо снижать энергоемкость ВВП.

В 2000 г. энергоемкость ВВП России была в 3,2 раза выше по сравнению с аналогичным показателем ЕС, в 2,2 раза — США, 3,6 раза — Японии. Еще большие различия наблюдаются по отраслям промышленности. Доля энергозатрат в стоимости промышленной продукции России составляет 18 % (против 3—10 % в советское время), в химии и нефтехимии — 40—45 % и даже 70 % на отдельных предприятиях. Это означает неконкурентоспособность отечественных товаров на мировом и внутреннем рынках, что приводит к засилью импорта и, как следствие, к остановке предприятий за ненадобностью их продукции2.

За последние годы принят целый ряд документов федерального уровня, регламентирующих деятельность в области энергосбережения. Наиболее важными из них являются Федеральный закон «Об энергосбережении» (1996), Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» (1998), «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», Федеральная программа «Энергоэффективная экономика на период 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г.» (2001), Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Этими актами предусмотрены, в частности, меры по созданию региональных законов об энергосбережении, а также региональных и отраслевых программ по энергосбережению, установке приборов учета энергоресурсов, внедрению энергоаудита, стимулированию энергосберегающих мероприятий.

Высокая энергоемкость российской экономики негативно сказывается на федеральном и региональном бюджете. Это не позволяет поднять конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой отечественными предприятиями. Для Республики Мордовия снижение энергоемкости ВРП и повышение энергоэффективности представляют особую значимость из-за особенностей энергетического комплекса республики. Она не располагает необходимыми ресурсами органического топлива и полностью зависит от его внешних поставок. Поэтому стратегической задачей республики является снижение энергоемкости и повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» в Мордовии разработана Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2020 гг. Целью программы является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики республики за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов3. Реализация программы предполагает два этапа: 2011—2015 гг. и 2016—2020 гг. На реализацию запланированных мероприятий выделены значительные финансовые ресурсы, включающие средства федерального и республиканского бюджетов. Всего на осуществление энергосберегающих мероприятий и проектов на 2011—2020 гг. предусмотрена сумма в размере 11 037,9 млн руб.

Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов в республике являются промышленные предприятия. Следовательно, наибольшее влияние на уровень энергоемкости ВРП Мордовии оказывают мероприятия, проводимые по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности. К числу проводимых мероприятий относятся модернизация технологических процессов, в том числе посредством закупки энергоэффективного оборудования; монтаж высокоэффективных газовых инфракрасных излучателей для отопления; утепление ограждающих конструкций; реконструкция и модернизация инженерных коммуникаций производственных помещений.

Вышеперечисленные мероприятия являются для предприятий дорогостоящими и требуют государственной поддержки. Основной инструмент ее реализации на энергоемких промышленных производствах республики — предоставление государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством России, организациями. Для стимулирования реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и активизации частных инвестиций предоставляются федеральные субсидии бюджетам субъектов РФ, а также осуществляется льготное налогообложение в части компенсации затрат на уплату процентов по кредитам.

Субъект РФ может рассчитывать на получение субсидий при выполнении ряда условий. Во-первых, уровень софинан-сирования расходного обязательства субъекта РФ, относящегося к реализации за счет средств федерального бюджета, должен составлять от 5 до 95 % расходного обязательства,

предусмотренного на реализацию программы. Во-вторых, объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субъекта РФ не может быть менее 45 млн руб. и более 500 млн руб. В-третьих, суммарный показатель, характеризующий эффективность проведения государственной политики в области энергосбережения должен быть не ниже 3,5. Сводный рейтинг энергоэффективности (суммарный показатель) Мордовии составляет 5,94.

Среди всех регионов России Мордовия занимает 14-е место, опережая Московскую, Нижегородскую, Самарскую области и др. На сводный рейтинг энергоэффективности оказывают влияние такие показатели, как энергетические обследования, реализация программ, предоставление отчетности в ГИС, приборы учета, рейтинг ЭЭ регулируемых организаций, снижение энергоемкости. Среди этих показателей наилучшие результаты Мордовия показала в снижении энергоемкости ВРП, набрав 9,5 баллов из 10 и 9,2 балла по установке приборов учета. Однако регион обладает значительным потенциалом увеличения итогового рейтинга, поскольку по такому показателю, как энергетические обследования, республика не получила ни одного балла5.

В 2011 г. из федерального бюджета на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2020 гг. выделены субсидии на сумму 5 271 млн руб. Следует отметить, что субсидии в 2011 г. получили только 55 субъектов РФ. Среди регионов Приволжского федерального округа, Мордовия по объему полученных федеральных денежных средств опередила Кировскую, Пензенскую, Самарскую области, Пермский край, республики Марий Эл и Чувашия.

Важнейшими целевыми индикаторами выполнения Программы являются снижение энергоемкости ВРП не менее, чем на 53 % к 2020 г. (по сравнению с 2010 г.); обеспечение суммарной экономии первичной энергии в размере не менее 4 380 тыс. т условного топлива к 2020 г. Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта РФ в области энергосбережения. Для расчета целевых показателей в Мордовии используется федеральная «Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях», утвержденная Министерством регионального развития в 2010 г.

С 2007 г. энергоемкость снижалась, что свидетельствует о положительной динамике уровня энергоемкости. Наибольшее снижение наблюдалось в 2008 г. ( — 18,44 % к уровню 2007 г.). При этом стоит отметить, что данный результат достигнут на фоне существенного роста объема ВРП (22,07 % к 2007 г.) и незначительного снижения объема потребления ТЭР (—0,45 % к 2007 г.). Значительное снижение уровня энергоемкости произошло в 2010 г. (—10 % по отношению к 2009 г.). В 2010 г. наблюдалось увеличение на 0,77 % потребления ТЭР. Таким образом, с 2007 по 2010 г. энергоемкость Мордовии сократилась на 28,14 % и составила 30 кг у. т. на тыс. руб. в 2010 г.6

Снижение энергоемкости ВРП республики и повышение энергоэффективности во многом определяются состоянием электрических сетей, водопроводов, газопроводов и теплотрасс. Безусловно, в рамках программы предусмотрены мероприятия, направленные на замену, ремонт и модернизацию сетей, труб, коммуникаций. Однако при поставке топливных ресурсов потребителям имеют место существенные потери, которые приводят к снижению объема прибыли у поставщиков ресурсов и повышению энергоемкости производства.

Наблюдается отрицательная тенденция потребления топливно-энергетических ресурсов, что является положительным моментом, поскольку снижение объемов потребления оказывает влияние на снижение энергоемкости ВРП Мордовии. Сокращение имеющихся объемов потерь ТЭР при их передаче приведет к значительному увеличению темпов снижения энергоемкости ВРП республики.

Объем потерь электрической энергии за анализируемый период составляет от 17,7 % в 2010 г. до 15,2 % в 2012 г. Следует отметить снижение объема потерь за 2010—2012 гг. при передаче электрической энергии. При передаче тепловой энергии объем потерь в 2010 г. составил 21,3 %. В 2011 г. на фоне снижения общего объема потребления ТЭ на 0,7 % объем потерь увеличился на 9,3 % и составил 23,5 % от общего объема. По итогам 2012 г. ситуация не изменилась: объем потребления ТЭ сократился на 9,4 %, а объем по-

терь вырос на 6,85 % к уровню 2011 г. и составил 27,7 % от общего потребления. Ситуация с потреблением воды аналогичная: на фоне снижения общего потребления объем потерь при ее передаче увеличивался (с 12,1 % в 2010 г. до 18,0 % в 2012 г.).

Объяснить такие значительные объемы потерь ресурсов при их передаче можно неудовлетворительным состоянием теплотрасс, электрических сетей и водопроводов. Безусловно, решать эту проблему следует незамедлительно, поскольку республика, помимо физического объема энергетических ресурсов, теряет значительные финансовые ресурсы.

Таким образом, необходимо проводить мероприятия по устранению существующих проблем, поскольку потерянные финансовые ресурсы можно было вложить в модернизацию производства предприятий, строительство дорог, развитие социальной инфраструктуры, финансирование школ, больниц, детских садов и т. д.

Реализация Республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2020 годы положительно влияет на экономику республики. На реализацию мероприятий Программы выделяются значительные финансовые ресурсы, но их большая доля приходится на внебюджетные источники. Несмотря на имеющиеся проблемы в реализации мероприятий Программы, имеются положительные результаты. Наблюдаются снижение уровня энергоемкости ВРП Мордовии, сокращение уровня потребления топливно-энергетических ресурсов. В успешной реализации программных мероприятий заинтересовано не только руководство Мордовии, но и предприятия и организации во всех отраслях экономики. Повышение энергоэффективности производства ведет к повышению качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятиях республики. В результате увеличивается объем продаж и рынок сбыта выпускаемой продукции; создаются новые рабочие места; становится выше оплата труда работников предприятий. Это способствует улучшению социально-экономического положения Мордовии, развитию социальной, транспортной инфраструктуры, повышению уровня и качества жизни населения республики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Федеральный Закон РФ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12171109 (дата обращения: 10.05.2013); Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142439 (дата обращения: 14.05.2013).

2 См.: Управление энергией. URL: http://www.rgo.ru/2010/11/upravlenie-energiej/15 (дата обращения: 17.05.2013).

3 См.: Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2020 годы. URL: http://gisee.ru/law/programs/47074 (дата обращения: 12.05.2013).

4 См.: Артиков Р. Задача энергоаудита в сфере ЖКХ — в доступности и в эффективности // Вопр. местного самоуправления. 2011. № 6. С. 141 —142.

5 См.: Балябина А.А. Роль малых инновационных предприятий при вузах в обеспечении энергосбережения в ЖКХ // Регионология. 2011. № 1. С. 115—119.

6 Здесь и далее представлены данные Министерства энергетики Республики Мордовия.

Поступила 18.07.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Federal'nyj Zakon RF ot 23 nojabrja 2009 g. «Ob jenergosberezhenii i povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» № 261-FZ. URL: http://base.garant. ru/12171109 (data obrashhenija: 10.05.2013); Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Jenergosberezhenie i povyshenie jenergeticheskoj jeffektivnosti na period do 2020 goda» (Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrja 2010 g. № 2446-r). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=142439 (data obrashhenija: 14.05.2013).

2 Sm.: Upravlenie jenergiej. URL: http://www.rgo.ru/2010/11/upravlenie-energiej/15 (data obrashhenija: 17.05.2013).

3 Sm.: Respublikanskaja celevaja programma «Jenergosberezhenie i povyshenie jenergeticheskoj jeffektivnosti v Respublike Mordovija» na 2011— 2020 gody. URL: http://gisee.ru/law/programs/47074 (data obrashhenija:

12.05.2013).

4 Sm.: Artikov R. Zadacha jenergoaudita v sfere ZhKH — v dostupnosti i v jeffektivnosti // Vopr. mestnogo samoupravlenija. 2011. № 6. S. 141—142.

5 Sm.: Baljabina A.A. Rol' malyh innovacionnyh predprijatij pri vuzah v obespechenii jenergosberezhenija v ZhKH // Regionologija. 2011. № 1. S. 115—119.

6 Zdes' i dalee predstavleny dannye Ministerstva jenergetiki Respubliki Mordovija.

S. M. Makeykina, R. I. Pankova. Financial Provision for Programme Measures at Energy-Efficient Production and Energy-Saving in the Region

Energy and resource saving is one of the main tasks of the XXI century. The place of the Russian society in the row of economically developed countries and the population life quality depend on the results of this problem solution. Russia is a resource base for European and Asian states due to exporting oil, petrochemicals and gas in strategic for countries-importers volumes. But redundancy in fuel and energy resources in Russia must not lead to energy profusion because only energy-efficiency is the most important factor for Russian goods and services competitive ability.

Energy-saving being the basic method for energy safety provision, real way for preserving high income from hydrocarbons export must be referred to strategic tasks of the state. The main motivator for the preparation and implementation of Federal Law «On Energy-Saving» is the high energy consumption of economics in Russia. Mechanism of state support for energy-saving measures is well-balanced and embraces all aspects of the national economy including partial compensation of expenses for credit interest payment, granting credits on preferential terms as well as subsidies from the federal budget for regional energy-saving and energy efficiency increase programmes implementation.

Financial aspects of energy-saving and energy-efficiency programme measures implementation in the Republic of Mordovia are under research in the article. Target indicators for regional energy-saving and energy-efficiency programme are considered. Negative tendency in fuel and energy resources consumption has been traced that is a positive moment as the decrease in consumption influences the decrease in gross regional product energy consumption in Mordovia.

MAKEYKINA Svetlana M., assistant professor of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University, candidate of economic sciences.

PANKOVA Rimma I., lecturer of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная