В. А. Писачкин. Интеграционность науки и методологическая компетентность
В. А. Писачкин
Интеграционность науки и методологическая компетентность
В. А. Писачкин, заведующий кафедрой методологии науки и прикладной социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор
Методология науки как учение о методах научного познания представляет собой особую форму научно-теоретического осмысления познавательной деятельности и выражает сложно структурированную систему рефлексивного знания. Она состоит из трех уровней методологического знания: философской методологии, общенаучной методологии, конкретно научной методологии. В практике научно-исследовательской деятельности эти уровни интегрируются в целостный универсум методологического сознания, которое выступает в качестве особой формы общественного сознания в единстве с множеством сознаний специального плана.
Методологическое сознание становится важной интеграционной формой рефлексивного осмысления познавательных действий в науке. Философско-методологическая рефлексия отражает реальные факты интеграции средств и возможностей философии, методологии и логики науки для решения познавательных задач. Поскольку конкретные науки дают эмпирический материал, на который опирается методология при анализе структуры теоретического знания, то методология ориентируется на высокоразвитые в теоретическом отношении научные дисциплины. В структуре методологического сознания основное место занимает праксиология, выражающая операциональный и деятельностный аспект. Философия науки ориентирована на социокультурный аспект взаимодействия жизнедеятельности общества и науки. Последняя исследуется комплексом дисциплин социального блока: социологией науки, науковедением, прогностикой, эвристикой, коммуникативистикой.
В широком смысле современное понимание методологии трактуется в качестве формы осмысления предпосылок средств и методов рациональной оптимизации познавательной, преобразовательной и коммуникативной деятельности. При этом методология оказывается способом формирования методологического сознания науки. Это сознание становится активным компонентом производства знания. На определенном уровне общности стандартных методологических представлений смена критических оценок ведет к изменению всего общепринятого концептуального аппарата методологии, который «направляется на оценку корректности методологических предпосылок данного конкретного фрагмента знания»1.
Применительно к практике человеческой деятельности методология научного исследования связана с выбором методов исследования. Важными моментами методологии являются уточнение целей и задач исследования, корректировка проблемы и критериев оценки ее решения, выявление механизмов взаимодействия различных форм знания и т. д. Сама методология предстает во всей полноте ее критико-рефлексивных функций.
Методологическое сознание тесно связано с методологическим мышлением и методологической компетентностью, отражающей индивидуальный уровень сознания и его деятельную сторону. Компетентность означает обладание знанием и опытом, позволяющим судить о предмете по специальности в рамках отрасли научных дисциплин. Обращая внимание на роль методологического мышления, П. Г. Щедровицкий говорит о методологическом проекте, методологизации как подходе. Компетенция представлена им как некая рамка или черта принятия решения, а все остальное — как подготовка к этому2.
Методологическая компетентность в научно-исследовательской деятельности стала объектом интенсивных исследований. Их результаты показывают, что методологическая компетентность включает методологические знания, творческие способности, исследовательские умения и навыки, внутреннюю мотивацию к занятиям научно-исследовательской деятельностью.
Компетентностный подход прочно вошел в современные технологии подготовки научных исследователей в вузах. Предлагаются различные модели развития методологической компетентности у исследователей на разных этапах их обучения. Эти модели включают структурные элементы, соответствующие различным этапам подготовки специалистов (бакалавров, магистрантов, аспирантов) для выполнения ими научных исследований. Например, в качестве научно-методологической компетентности магистрантов принято выделять способность к проектировочной, технологической и рефлексивной деятельности по решению широкого аспекта научных проблем и практических задач, связанных с конкретной проблемой.
Интеграционный потенциал кандидатского экзамена по истории и философии науки реализуется в процессе структурного оформления содержания программ, композиции разделов, конструкции вопросов в континууме основных содержательных элементов, а также в процессе подготовки аспирантов и соискателей к экзамену и в ходе выполнения процедурных норм. Реализация модуля направлена на формирование научно-методологической компетентности аспирантов, развития у них навыков философской и общенаучной аналитики и готовности выполнять творческие исследования в рамках квалификационных работ и в других формах научной самореализации3.
В материальном воспроизводстве компетентностный подход предполагает опору на максимальную мотивированность и стимулированность продуктивной деятельности. В духовном воспроизводстве он нацелен на создание благоприятной среды для максимальной самореализации членов общества; в политико-гражданском воспроизводстве — на создание условий максимальной вовлеченности граждан в общественную жизнь страны, своего региона или муниципалитета, на привлечение их к участию в общественных делах и развитие у них культуры волеизъявления; в экзистенциальном воспроизводстве — на создание условий для максимальной самоудовлетворенности членов общества полнотой и глубиной их существования.
В современных условиях обеспечение прогрессивного развития общества невозможно без активного расширения инновационной сферы науки. Важным условием для решения этой задачи служит научно-методологическая компетентность ученых и научно-исследовательских коллективов, способных и подготовленных к научному поиску и успешной интеллектуальной деятельности, а также нацеленных на инновационный прорыв в творческой и практической самореализации. Выполнять эту роль надлежит научным кадрам новой формации, состоятельному научному сообществу развитого общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пружинин Б.И. Методологические исследования науки: историко-типо-логический очерк // Философия науки. Методология и история конкретных наук. М.: «Канон» РОИ «Реабилитация», 2007. С. 16.
2 См.: Щедровицкий П.Г. Роль методологического мышления в становлении современных «сквозных» («пронизывающих») компетенций и капитализации человеческих ресурсов. URL: http://www.shkp.ru/lib/publications/65 (дата
обращения: 29.08.2013).
3 См.: Писачкин В.А. Интеграционный потенциал кандидатского минимума по истории и философии науки // Интеграция образования. 2012. № 4. С. 14.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная