А. И. Пантюшин. Интеграция в методологии науки
А. И. Пантюшин
Интеграция в методологии науки
А. И. Пантюшин, доцент кафедры методологии науки и прикладной социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук
Проблема интеграции для философии науки всегда актуальна. Еще Аристотель определил философию как особую область теоретического знания, исследующую «общую природу сущего» и отличающуюся от других наук тем, что каждая из них отделяет себе лишь «какую-нибудь часть его (сущего)».
Знание узкого специалиста подобно флюсу. Он знает многое или почти все о своей специальности. Но за гранью ведомственных «перегородок» исследователи оказываются оторванными от достижений наук не только в пространстве иных отраслей знания, но и в границах одной отрасли.
Реальность начинает представлять из себя изолированные друг от друга фрагменты, что ведет к отсутствию рефлексии общей картины мира. Речь идет о тех акцентах, которые не являются атрибутивными признаками каждой науки.
Анализ результатов кандидатского экзамена по истории и философии науки позволяет утверждать, что аспиранты и соискатели свободно рассуждают об истории своей специальности, но испытывают затруднения, оказываясь в поле интерпретаций гуманитарной ориентации научных инноваций или в зоне сопряжения разномасштабных проблем. Подобные затруднения возникают в процессе диалога между начинающими научными исследователями и комиссией по вопросам сопряжения явлений (микро-, мезо- и макроуровней материального мира) в трактовке объективной реальности, социокультурных процессов и явлений.
Не менее актуальна задача интеграции знания в области проблематизации событий и их аксиологической экспликации. Важно преодоление дистанций в области трактовки явлений социального и антропологического порядка, количественных и качественных подходов к исследованиям. Требует определенной коррекции (с ориентацией на гармонизацию) сфера представлений соискателей на такие процессы, как научные, методологические, информационные революции, современный этап НТП и др. Но на первом месте стоит задача формирования высокой методологической культуры научного исследователя.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная