В. П. Изергина. «Белая» идеология в творчестве И. А. Ильина швейцарского периода эмиграции
В. П. ИЗЕРГИНА
«БЕЛАЯ» ИДЕОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ИЛЬИНА ШВЕЙЦАРСКОГО ПЕРИОДА ЭМИГРАЦИИ
ИЗЕРГИНА Вера Павловна, аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: И. А. Ильин, Белый съезд, Россия, эмиграция, белая идеология, православие, РОВС, НТСНП
Key words: I. A. Ilyin, the White Congress, Russia, immigration, the White ideology, Russian Orthodoxy, the Russian Military Union, People's Labour Union of Russian Solidarists
В статье анализируются деятельность и творчество И. А. Ильина в эмиграции, направленные на разработку идеологии Белого движения. Рассматривается работа Белого съезда (1938 г.).
Activity and creative work of I. A. Ilyin aimed at the development of the White Movement ideology are analysed in the article. The work of the White Congress (1938) is considered.
Актуальность обсуждаемой темы определяется злободневностью изучения революционных событий 1917 г. и Гражданской войны в России как этапа всемирного исторического значения, характеризующегося не только крушением российской государственности, но и активным политическим творчеством, созданием различных государственных моделей. Свое видение будущего развития России имело Белое движение. Поэтому белая идеология, ее творческий характер, указывающий «нашу историческую задачу и наш духовный путь», — важный объект исследования. В трудах И. А. Ильина (1883—1954), особенно на зарубежном этапе с 1922 по 1954 г., изложено осмысление и обоснование главных принципов Белого дела и Белой идеи как «русской идеи», без которой, на наш взгляд, невозможно возродить и обновить Россию постсоветского периода. Несмотря на то что И. А. Ильина принято считать идеологом Белого движения, работ, посвященных анализу его вклада в разработку идеологии этого движения, пока мало. В связи с этим целью статьи является анализ творчества И. А. Ильина периода его пребывания в Швейцарии с 1938 по 1954 г.
26 сентября 1922 г. И. А. Ильин как представитель интеллигенции, «помогающий контрреволюции», был выслан за границу. С 1 октября 1922 г. и до 9 июля 1938 г. он жил в Берлине. 9 июля 1938 г. супруги Ильины перебрались в Швейцарию. В прошении о выдаче разрешения на жительство в Швейцарии, поданном в кантональную полицию г. Цюриха, И. А. Ильин писал, что он не политический борец, что никогда и нигде не состоял ни в какой партии, не мог терпеть чуждое, авторитарно навязанное ему мировоззрение, «особенно — следовать расовой доктрине. Мыслитель отстаивал христианскую свободу совести. 1 декабря 1938 г. он получил разрешение на пребывание в Швейцарии, где ему было позволено «заниматься только научной деятельностью»1.
В Швейцарии с июля и до ноября 1938 г. супруги Ильины проживали в Локарно-Монти. Здесь в июле 1938 г. (а не в августе — сентябре 1938 г. в Румынии, как отмечает Ю. Т. Лисица) Ильин созвал Белый съезд — закрытое совещание ряда виднейших представителей русской национально-политической элиты в эмиграции. Текст 14 итоговых резолюций съезда, по всей видимости, готовился Ильиным, но в окончательном виде является коллективным2.
В резолюции «О благе России» высказывается идея о том, что «каждый русский человек, любящий Россию и верный ей, должен руководиться в своих политических суждениях и поступках только благом национальной России»3. Вторая резолюция съезда характеризовала общее положение дел в Советской России периода сталинского террора, который, будучи «бессмыслием коммунизма», приведет русский народ «к ликвидации коммунизма и к самоосвобождению». Национальная Россия заинтересована, чтобы это произошло «без внешней войны и не вследствие нее», но в быстром «назревании внутреннего переворота»4. Третья резолюция освещала общее положение в Европе и вопрос о войне. В ней было отмечено, что «ошибочная» европейская политика просмотрела «заразу большевизма... зарождение новой воинственности в диктаториальных странах», в результате
чего «назревает новая, чудовищная война». Она станет «неизбежной, как только какая-нибудь держава решится на интервенцию в России или на вторжение в нее». Спасение России от большевизма посредством иностранного завоевания объявлялось в резолюции «предательской» мыслью5.
Весьма любопытна резолюция, посвященная русской эмиграции. В ней нашли отражение ее достижения и недостатки. В числе первых — напоминание миру «о мировой опасности безбожия и большевизма», особенно создание «противосоветской обличительной литературы», выдвижение «ряда героев» в активной борьбе с советской властью. В числе вторых — отсутствие «заметных успехов внутри России» из-за «недооценки сил врага», «партийного дробления», «предательства иностранных полиции и разведок», «упадка духа», «неверия в самостоятельные силы русского народа», «вредоносной веры в иностранных "cпасителей"», «снижения воли и идейного горения», «большого честолюбия» и т. д. В связи с этим высказывается опасение, что русская эмиграция как политическая сила может сойти на нет, если «процесс распада будет продолжаться и углубляться»6.
В резолюции «Об Украине» было подчеркнуто, что «украинский сепаратизм» имеет искусственный характер, что «всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом» и что «история не сказала своего последнего слова»7.
Династический вопрос также нашел отражение в резолюциях Белого съезда. Историческая роль 300-летнего царствования дома Романовых как «нашего великого прошлого» может закончиться, если это прошлое не поведет страну в «славное будущее». Династия призвана «служить» всероссийскому национальному интересу: «Не народ существует для династии, а династия — для народа». Поэтому белые заявляли о готовности помогать «всякому русскому человеку, который мужественно поведет Россию к спасению от большевизма и от иностранного вторжения», если такой не выдвинется из династии Романовых8.
В вопросе о церковном расколе в зарубежной церкви Белый съезд констатировал «значение православия в истории России» и отказывался «признавать правоту какой-либо одной стороны». Выражалась уверенность, что влияние политических партий на какой-либо стороне принесет вред «православной церкви, ее мировому значению и возрождению»9.
В резолюциях Белого съезда четко выражена идея «неприменимости» для дела возрождения России «всевластного» государства с его «партийной монополией» в лице любой партии и подчеркнута необходимость «в освобождении творческой инициативы народа». В них также однозначно заявлен протест против попытки навязать «рецепт» спасения национальной России через фашизм. «Русский фашизм» оценивается как «течение больное», новый вид «слепого подражания» Западу и проявление «творческого бессилия в эмиграции». Опасность его состоит в стремлении «захватить власть в эмиграции при помощи иноземной политической полиции и пропаганды, а впоследствии захватить власть в России при помощи иностранных штыков»10. В связи с этим также осуждаются попытки вовлечь Русский общевоинский союз (РОВС) в фашистские группировки или подчинить его указаниям иностранной тайной полиции как противоречащие русскому национальному интересу. Несмотря на промахи, ошибки и недостатки, РОВС характеризуется в резолюциях Белого съезда как «драгоценное достояние России и ее национальной эмиграции». Поэтому борьба с РОВС со стороны Национально-трудового союза нового поколения (НТСНП), протекавшая на личной почве, признается в одной из резолюций съезда «вредной» русскому национальному делу11.
При оценке НТСНП сделан акцент на общем духе и личном составе его членов, а также тактике, программе и газете этого союза. С точки зрения общего духа и личного состава НТСНП есть «национальный и белый», имеющий «драгоценный запас людей с благородной волей, чистым сердцем и государственным будущим». Но тактика этого союза во многом признана ошибочной: несостоятельное и вредное «деление эмиграции на поколения»; нарушавшая правила конспирации «фразеология активизма», борьба с РОВС. Недостатком программы союза назван отказ «от исторического прошлого России». Отмечается также, что «в ней есть немало наивного и противоречивого». Главные изъяны идеологии союза — общий характер и отсутствие религиозной основы. В отношении газетной полемики союза сказано, что она была «часто обидчива и несправедлива»12.
Отдельная резолюция Белого съезда посвящена крайне правым течениям в эмиграции. Их идеология характеризуется как ругань «жида» и «масона» ради захвата власти; их программа — требование «царя», способного подчиниться их партийному влиянию; их тактика — партийная грызня и оклеветание лиц, с ними несогласных; их цель — разложение РОВС. Режим, который они создали бы в России в случае успеха, в резолюции называется «новым большевизмом навыворот». Этот режим скомпрометировал бы монархическое начало в России, направил в сторону племенных погромов русское национальное движение. В резолюции также констатируется, что крайне правые не могут «исправиться» и их успех принес бы России «неисчислимые беды»13. По еврейскому вопросу в резолюции Белого съезда было обозначено, что он в России «должен быть разрешен не антисемитскими погромами, а новой, сильной и самостоятельной властью, мыслящей христиански, национально и государственно»14.
В том же 1938 г. И. А. Ильин написал «Проект основного закона Российской империи», который был представлен им на совещании в Женеве 22—28 января 1939 г. в виде доклада «Основы государственного устройства будущей России» (некоторые разделы вошли позже в «Наши задачи»). В обсуждении доклада участвовали 22 чел., среди которых были известные в эмиграции люди: митрополиты Анастасий (Грибановский) и Серафим (Соболев), протопресвитер Сергий Орлов, Александр и Юрий Лодыженские и др.
В 1940—1941 гг. И. Ильин начал новый издательско-просветительский проект «О грядущей России» (заочные чтения), осуществлять который приходилось полулегально. Тексты выпусков этих чтений размножались на мимеографе в издательстве мадам де Рибопьер, гражданки Швейцарии и жительницы Женевы, и рассылались единомышленникам во все уголки мира. В этом ему помогали дочери его соратника Б. А. Никольского Елена и Наталия, которые ставили на конвертах свои имена и швейцарские адреса, тем самым защищая Ильина от излишнего любопытства местной полиции. Средства на издание Ильин получал от чтения лекций. Необходимо было собирать с присутствующих 20 фр. в месяц (по 1 фр. с 1 чел.)15. Он читал лекции немецкоязычным швейцарцам в народных университетах, ученых и культурных обществах, в церковных общинах, а также русским эмигрантам. Для последних, отмечает В. А. Томсинов, «лекция русского профессора, да еще о родной стране, была событием»16.
У И. А. Ильина не было сомнений в нужности этого проекта, который, по его замыслу, был призван предотвратить остановку всего живого, духовно-идейного: «Минимум духа побеждает максимум мрака. Только чтобы совсем не гасло!! Искра остается — и огню есть откуда разгореться»17. В свет вышли только 9 выпусков чтений: «Вера в Россию», «О свободе», «В поисках справедливости», «Основная задача», «О сильной власти», «О русском национализме», «Утверждение личного начала», «О русской идее», «Идея предметного воспитания». Однако война прервала этот проект. Часть этих тем позже войдет в отдельные бюллетени «Наших задач».
В марте 1948 г. мыслитель задумал новое предприятие при посредстве РОВС и его руководителей (председателя генерала А. П. Архангельского и его заместителя генерала А. А. фон Лампе, а также историка С. П. Мельгунова в качестве редактора). Было налажено регулярное еженедельное снабжение РОВС политико-идеологическими «соображениями» о «важнейшем»; «образованием единого, неприкрыто белого мнения»18. В дальнейшем «белое мнение» (белая идеология) получило концентрированное выражение в двух томах под общим названием «Наши задачи» (216 статей), изданных в 1956 г. в Париже учениками и последователями философа. В обращении, написанном 2 июля 1948 г. для 6-го бюллетеня «Наших задач», подчеркнута главная цель этого предприятия, состоящая в том, что национальной России «нужны новые воззрения и новые формы», а «не доктринеры, выучившие наизусть десяток чужих, идеологических или программных тезисов и намеревающиеся насильственно. калечить ими русскую жизнь»19.
Таким образом, швейцарский период жизни и творчества И. А. Ильина стал весьма значимым в развитии религиозно-философского, политико-философского, историософского обоснования Белой идеи (русской идеи). В его изложении она представляет собой «те убеждения, на которых следует строить грядущую Россию». Их должен вырабатывать «каждый самостоятельно» на основе не только «личного», но и нашего «русского национального опыта», исторического и особенно современного. И «отправную точку» для этого стремилась дать редакция «Наших задач»20.
В «Наших задачах», включающих статьи И. А. Ильина, которые конфиденциально рассылались членам РОВС и другим единомышленникам в эмиграции, обоснована идея грядущего возрождения России. Философ излагает «принципиальные основы» государственного устройства будущей России «реалистически и исторически», отвергая все несостоятельное в политических «идеалах» анархистской, конституционно-демократической и социалистической предреволюционной интеллигенции.
Будущее Российское государство для И. А. Ильина было «верным выводом» из русской истории и христианских аксиом правосознания и государственности, воплощенных « в меру их исторической вместимости в живую ткань современной русской народной жизни»21. В итоге его принципиальные основы формулируются следующим образом: христианское и национальное по духу (призвано к осуществлению «закона правды» в жизни российских народов); правовое («праву подчинены все без исключений»); единое (единая территория, единая государственная власть и т. д.); священное («служит делу Божьему на земле»), исторически-преемственное (основано нашими предками, утверждено всенародными жертвами, не может прекратиться временными «смутами, восстаниями, вторжениями и засилиями»); связывает людей в братский союз (один за всех и все за одного) единой патриотической солидарностью (общими «отечеством», «целью», «властью», «правопорядком»)22.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Томсинов В.А. Иван Александрович Ильин // В.А. Томсинов. Российские правоведы XVIII—XX веков: очерки жизни и творчества: в 2 т. М.: Зерцало, 2007. Т. 2. С. 629—631.
2 См.: Лисица Ю.Т. Комментарии // И.А. Ильин. Собр. соч.: статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906—1954). М.: Рус. кн., 2001. С. 546.
3 Резолюции Белого съезда // Там же. С. 499.
4 Там же. С. 500.
5 Там же. С. 501.
6 Там же. С. 501, 502.
7 Там же. С. 503.
8 Там же. С. 503, 504.
9 Там же. С. 504.
10 Там же. С. 504—505.
11 Там же. С. 505.
12 Там же. С. 506.
13 Там же. С. 506, 507.
14 Там же. С. 508.
15 См.: Лисица Ю.Т. Аксиомы политической жизни // И.А. Ильин. Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг.: в 2 т. М.: Айрис-пресс, 2008. Т. 1. С. 11, 12.
16 Томсинов В.А. Иван Александрович Ильин. Т. 2. С. 633.
17 Лисица Ю.Т. Аксиомы политической жизни. С. 14.
18 Там же. С. 15, 16.
19 Ильин И.А. Наши задачи. С. 30.
20 См.: Его же. О «наших задачах» // Там же. С. 370—371.
21 Его же. Надо готовить грядущую Россию // Там же. Т. 2. С. 73.
22 См.: Его же. Кое-что об основных законах будущей России // Там
же. С. 81—83.
REFERENCES
1 Sm.: Tomsinov V.A. Ivan Aleksandrovich Il'in // V.A. Tomsinov. Rossijskie pravovedy XVIII—XX vekov: ocherki zhizni i tvorchestva: v 2 t. M.: Zercalo, 2007. T. 2. S. 629—631.
2 Sm.: Lisica Ju.T. Kommentarii // I.A. Il'in. Sobr. soch.: stat'i. Lekcii.
Vystuplenija. Recenzii (1906—1954). M.: Rus. kn., 2001. S. 546.
3 Rezoljucii Belogo s#ezda // Tam zhe. S. 499.
Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.
15 Sm.: Lisica Ju.T. Aksiomy politicheskoj zhizni // I.A. Il'in. Nashi zadachi. Stat'i 1948—1954 gg.: v 2 t. M.: Ajris-press, 2008. T. 1. S. 11, 12.
16 Tomsinov V.A. Ivan Aleksandrovich Il'in. T. 2. S. 633.
17 Lisica Ju.T. Aksiomy politicheskoj zhizni. S. 14.
18 Tam zhe. S. 15, 16.
19 Il'in I.A. Nashi zadachi. S. 30.
20 Sm.: Ego zhe. O «nashih zadachah» // Tam zhe. S. 370—371.
21 Ego zhe. Nado gotovit' grjadushhuju Rossiju // Tam zhe. T. 2. S. 73.
22 Sm.: Ego zhe. Koe-chto ob osnovnyh zakonah budushhej Rossii // Tam
zhe. S. 81—83.
V. P. Izergina. «White» Ideology in Creative Work of I. A. Ilyin in the Swiss Period of Immigration
Creative work of Russian philosopher I. A. Ilyin (1883—1954) while staying in Switzerland (1938—1954) from the point of view of the development of the White Movement is analysed in the article. Final resolutions of the White Congress of the brightest representatives of the Russian national and political elite in immigration (July 1938, Switzerland) prepared by I. A. Ilyin are considered in detail. Patriotic trend of this document can be vividly traced in the following ideas: every Russian in his or her political opinions and deeds should follow the national weal of Russia; rescue of Russia from Bolshevism by means of foreign conquest — «treacherous» thought; the dynasty is intended to «serve» the All-Russian national interest; protest against the attempt to dictate the rescue recipe for the national Russia through Fascism.
Patriotism being the essence of the White philosophy was reflected in the works of the philosopher in the period under analysis: «Foundations of State Order in Russia of the Future» (1938), «On the Future Russia»
(1940—1941), «Our Objectives» (1948—1954). «Principal foundations» for the
state order in Russia in the future as Christian and national by moral spirit, legal, united, sacred, historically successive, connecting people into the union of brothers and united by patriotic solidarity state are presented there.
In general the Swiss period in the creative work of I. A. Ilyin became rather significant in the context of the political and philosophic substantiation of the «White Idea» as the Russian idea representing «the convictions to build the Russia of the future».
IZERGINA Vera P., post-graduate of Chair of Economic Theory and Information Technologies of Mordovia National Research State University.
Поступила 19.06.2013.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная